наверх
30.04.202418:44
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Повышение тарифов ЖКХ иначе как жадностью не назовешь - Гаврилечко

(обновлено: )67150
Украинцы долго еще будут вспоминать премьер-министра Арсения Яценюка "незлым тихим словом" за беспрецедентные антисоциальные законы, колоссальный рост тарифов ЖКХ и проваленный безвизовый режим с ЕС.

Беседовала Анна Лаба

Над премьер-министром Украины Арсением Яценюком сгущаются тучи. На фоне зарождающегося социального взрыва из-за тотального обнищания населения, вокруг Яценюка разгорается коррупционный скандал.

Читайте также: Он искупает вас в популизме. Цитаты Арсения Яценюка за год деятельности

Бывший глава Госфининспекции Николай Гордиенко обвинил правительство в коррупции и разворовывании 7,5 млрд грн. Гордиенко утверждает, что эти схемы курирует лично премьер. В ответ на это Кабмин сначала отстранил Гордиенко от должности, а  затем уволил по результатам служебного расследования. Народные депутаты требуют создания временной следственной комиссии Верховной Рады по расследованию информации о злоупотреблениях в правительстве.

О том, чем именно запомнится украинцам премьер Арсения Яценюк и почему страна за год его премьерства потеряла всякую надежду на улучшение ситуации, в интервью РИА Новости Украина рассказал эксперт Фонда "Общественная безопасность" Юрий Гаврилечко.

Чем отличился Арсений Яценюк на посту главы правительства, и чем он запомнится украинцам?

— На самом деле есть два премьерства Яценюка, поэтому их не нужно смешивать. Первое премьерство проходило в достаточно жестких и сложных условиях, когда нужно было очень быстро и креативно принимать определенные решения. И, в принципе, многие вещи, которые были сделаны до выборов новой Рады, если и были не совсем адекватными, но они были необходимыми. Я имею в виду инициативы по созданию Антикоррупционного бюро, меры по дерегуляции. Все начиналось тогда… Для меня первая каденция Яценюка была если не более эффективна, то, по крайней мере, более обнадеживающей. Из того времени мы вряд ли сможем вынести что-то особо негативное, потому что в прошлом году больше негатива собирала работа не столько правительства, сколько Национального банка. Причем начиная с буквально первых месяцев его работы: это дикое рефинансирование банков, рост курса гривны.

А вот вторая каденция Яценюка, честно говоря, запомнится украинцам принятым ночью бюджетом, причем абсолютно экономически не обоснованным, написанным в угоду МВФ. Запомнится очень специфическими законопроектами, направленными на снижение уровня жизни украинцев, в первую очередь, на ограбление пенсионеров. До грабежа пенсионеров у нас еще ни одно правительство не додумывалось. Это колоссальнейший рост тарифов. Если в прошлом году это еще можно было объяснить с точки зрения деятельности "попередников", то повышение тарифов в этом году иначе как жадностью, не объясняется больше ничем. Потому что уже в течение года можно было принять массу регуляторных документов, обязывающих поставщиков услуг и обеспечить всех потребителей счетчиками, и провести аудит как "Нафтогаза", так и других государственных компаний, выяснить, где теряются деньги, разобраться с коррупционными схемами. К сожалению, этого сделано не было.

Кроме экономических решений, чем еще "отличилось" правительство?

— Я думаю отсутствием безвизового режима, потому что, казалось бы, вроде это парафия президента, но, тем не менее, задача президента — договориться политически, а задача Кабмина — обеспечить все это технически и выдать некий консолидированный прогноз. Биометрические паспорта у нас вроде есть, с одной стороны, вроде Кабмин сделал свою часть работы. С другой стороны, МИД до сих пор, насколько я знаю, не обеспечил все посольства образцами этих документов. Поэтому у людей, которые в надежде на безвизовый режим получили эти паспорта, сейчас есть проблемы.

И еще. Почему этот паспорт в Украине стоит в два-три раза дороже в производстве, чем в Евросоюзе, я тоже не понимаю. Казалось бы, он здесь должен стоить дешевле, потому что здесь как минимум дешевая рабочая сила, мало того, выпуск такого огромного количества паспортов сразу снижает его себестоимость. Казалось бы, мелочь, но, тем не менее, это было одно из желаний Майдана, что мы с 1 января, как только будут паспорта, все уже будем без виз ездить в Европу.

Когда мечты украинцев о безвизовом режиме с Европой станут реальностью?

— Сейчас оказывается, что никакого безвизового режима с ЕС Украина не получит, а если получит, то, скорее всего, на следующий день после "никогда". Связано это, с одной стороны, с политикой. А вот что касается экономической причины, то в стране, где средняя зарплата 150 долларов, рассчитывать на получение безвизового режима с ЕС несколько, скажем так, опрометчиво, если не сказать — полный идиотизм. Потому что нищих к себе никто пускать не хочет. Как их потом выгонишь? Пока у нас зарплаты будут такими, никаких безвизовых режимов точно не будет. И этим Кабмин Яценюка тоже запомнится.

Можно ли сказать, что политическая карьера Яценюка на этом будет завершена?

— Я не политолог, я не делаю политических прогнозов.

Яценюк войдет в историю как реформатор?

— Он в любом случае уже туда вошел. Потому что это была первое правительство после бегства Януковича и Азарова. То есть, свои строчки в учебнике истории у него точно будут.

Но как они будут окрашены?

— Это сложно сказать, потому что, как известно, историю пишут победители, и то, что пишется в учебниках сейчас, может быть на 180 градусов или под другим углом нарисовано в учебниках через пять лет. Я, честно говоря, вообще не сторонник того, чтобы в учебники, именно в школьные учебники, вносились события новейшей истории. Максимум — в виде формального факта и даты. Думаю, что это будет самым корректным, потому что сейчас давать оценки произошедшим событиям, а пока они еще не завершились, это очень странно, ведь совершенно непонятно, какими будут их последствия.

За что украинцы наиболее будут "благодарны" премьеру Яценюку?

— Я думаю, что все-таки за повышение тарифов. Потому что, повторюсь, в отличие от безвизового режима, тарифная политика целиком и полностью находится в ведении Кабмина. Даже не рост государственного долга, потому что это не сразу отражается на жизни людей. Возможно, будут еще благодарить за заморозку социальных стандартов. Но здесь нельзя убирать и ту долю ответственности, которая лежит на Верховной Раде.

Что должен был сделать за этот год Кабмин и чего он так и не сделал?

— У нас есть коалиционное соглашение. По прошлой каденции Яценюка ничего подобного не было, сейчас есть. Если то, что было предусмотрено сделать, согласно соглашению за год, выполнено всего на несколько процентов, возникает резонный вопрос: что мешает? У нас до сих пор нет руководителя Антикоррупционного бюро, у нас вопреки всем заявлениям о снижении налоговой нагрузки, налоги увеличиваются. Только с начала этого года было введено или изменено семь новых налогов и акцизов. Я не понимаю, как увеличение количества налогов может быть снижением налоговой нагрузки?

Реформы — это вещь очень специфическая, но Кабинет министров так и не предоставил действительно реформаторских документов. Нет нового проекта Бюджетного кодекса, нет нового проекта Налогового кодекса. Только сейчас приняли закон о дерегуляции, подготовленный Кабмином. Правительство делает массу технических вещей, которые полезны и упрощают ситуацию, но это частные решения. Это как человека, нуждающегося в срочной операции, которому срочно нужно сращивать ногу, вместо этого ставят на костыли и говорят: ну, ты пока потерпи, походи, а мы тут подумаем, как тебе операцию организовать. И думают уже несколько месяцев. Понятно, что Кабмин не все может делать самостоятельно, и, я думаю, здесь достаточно сильное воздействие на функционирование правительства оказывает противостояние премьера с президентом. Это уже сейчас видно по коалиции.

Смена премьера решит эту проблему?

— Не поверите, но ситуация со сменой премьера будет хуже, чем сейчас. Потому что в последнее время президент и так пытается подмять под себя массу властных полномочий. При этом, в отличие от премьера, президент ни за что не отвечает — он не является главой исполнительной власти формально, поскольку у нас парламентско-президентская республика. И вот эта безответственность президента при концентрации власти, в нынешней ситуации, когда в стране идут военные действия, может привести к очень неприятным последствиям. Это парадоксально, но противостояние президент-премьер дает возможность той же Верховной Раде функционировать худо-бедно, но с какими-то самостоятельными подвижками. Не будет такого противостояния, и мы увидим диктатуру. А равновеликой Яценюку фигуры, которая могла бы ограничивать президента, пока нет.

Самое читаемое
    Темы дня