наверх
01.05.202412:39
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Реформы Яценюка: евробедность, евродефолт и евростагнация

Коррупция в Кабмине. Ответственность Яценюка (190)

(обновлено: )6265423
Год работы правительства под руководством Арсения Яценюка можно назвать годом анти-достижений. Все цели, которые декларировал премьер-министр после назначения на должность, обернулись обратным результатом.

Марат Пригожин, РИА Новости Украина

Новоиспеченный премьер обещал бизнесу — свободу, инвесторам — объекты инвестирования, бюджету — кредит МВФ, населению — евровизы, еврозарплаты и европенсии.

Прошел год, и за это время административное и налоговое давление усилилось, инвесторы окончательно разочаровались в Украине как объекте для инвестиций. Евросоюз уже не видит перспективы для Украины, в очередной раз не спешит отменять визовый режим, и даже несколько его ужесточает. Население живет в режиме обесценивания гривны и роста цен. Немногим премьерам удавалось достичь большего всего за год работы.

МВФ — значит дефолт?

Среди обещаний новоиспеченного премьера Яценюка одним из главных было восстановление сотрудничества Украины с МВФ. Год назад получение крупного кредита в валюте казалось панацеей от всех экономических проблем. Почему получение крупного займа было сокровенной целью премьера? Этот вопрос пусть останется за скобками. Однако, все, кто горячо приветствовали рост внешнего долга как-то забыли, что заемные деньги нужно отдавать. И возвращать в сроки, согласованные с кредиторами. В противном случае список негативных  последствий может может оказаться довольно обширным.

В общем, займы МВФ не принесли ничего хорошего украинской экономике. Сначала по требованию фонда и в обмен на получение кредита НБУ отказался от регулирования валютного курса. "Невидимая рука рынка" и связанных с ним спекулянтов всего за три месяца удешевила гривну на 50%. Попутно МВФ потребовал повышения тарифов на газ для населения, и первая волна подорожания коммуналки не замедлила состояться.

МВФ также разрешил украинскому правительству вести эмиссию гривны в согласованных объемах. Выполнение этой части соглашения привело к тому, что выросли не только цены на все товары и услуги, но и дополнительно просел курс национальной денежной единицы. По итогам 2014 года девальвация составила 100%.

Арсений Яценюк в октябре 2013 года

Все эти действия Кабмина по рекомендациям МВФ привели к стагнации экономики Украины: сокращение доходов населения (девальвация и инфляция) привели к сокращению потребительского спроса и, как следствие, к сокращению экономической активности бизнеса. "Локомотив" потребительского спроса, который двигал украинскую экономику, "сдулся", политическая "война" Киева с Кремлем привела к сокращению рынков, и оказалось, что отчисления в бюджет резко сократились, и по внешним  обязательствам платить нечем. Если дефолт отодвигается хотя бы на месяц — это громадное достижение правительства.

А ведь все начиналось с желания Яценюка получить кредит МВФ… 

Бремя газовых тарифов

В июне прошлого года премьер "выдавил" из Верховной Рады закон о реформе НАК "Нафтогаз Украины" и газотранспортной системы в целом. С первого раза депутаты не оценили историческое значение законопроекта, прокатили документ, а премьер в ответ заявил, что уходит в отставку. Так на ровном месте случился первый правительственный кризис. Через несколько дней удивленной общественности объяснили, что никакой отставки не было, заявления Яценюк не писал, и с поста премьера уходить не собирался. И закон о реформе НАКа депутаты со второго раза утвердили. Заодно разрешили Кабмину пополнить уставный фонд "Нафтогаза" почти на 100 миллиардов гривен.

Закон по реформированию нашего газового монополиста предусматривал две важны вещи. Из "Нафтогаза" должны быть выделены в отдельные ПАО газовые хранилища Украины и газотранспортная система. В акционерных обществах могли участвовать иностранные инвесторы, правда, только из ЕС и США. Остальные к участию в ПАО, и, соответственно, управлению активами не допускались. "Газпром" оказался не у дел, поэтому сейчас российский монополист прилагает все усилия к организации транзита газа в обход Украины, чтобы к 2019 году, когда закончит действие "транзитный" договор с "Нафтогазом", полностью отказаться от нашей трубы в пользу других тразитеров.

Читайте также: Коррупция в Кабмине Яценюка: признания экс-главы Госфининспекции Украины

Яценюк неоднократно заявлял, что вот еще немного, и на такие активы как ГТС и ПХГ Украины слетятся инвесторы из Европы и Америки. Однако, почему-то, этого до сих пор не произошло. В более поздних, зимних спичах Яценюк даже упрекал "партнеров" за то, что Украина создала все условия, а инвесторы так и не заинтересовались ни трубой ни подземными хранилищами газа.

Более того, из-за нежелания правительства видеть "Газпром" среди компаний, управляющих украинской ГТС, "Нафтогаз" потерял около трети транзита только в 2014 году. По оценкам эксперта, в денежном выражении это составило около миллиарда долларов. Таким образом, всю недополученную в прошлом и нынешнем году прибыль НАКа заплатит население в виде безумных тарифов на газ.

Председатель правления "Нафтогаза" Андрей Коболев в предвкушении скоро гешефта (ведь если не будут платить — заберем жилье!) не может сложить цену на газ. По его словам, газ внутренней добычи должен стоить так же, как импортный. И неважно, что еще недавно, будучи в оппозиции, Яценюк публично обвинял действующего на тот момент премьер-министра Николая Азарова в желании "ограбить" население через повышение стоимости газа внутренней добычи для потребителей. Арсений Петрович тогда не раз повторил, что тысяча кубометров газа, добытого в Украине, стоит не больше 70 долларов, и из добытых 20 миллиардов кубов население потребляет 18. Объемы потребления с того момента не изменились, а вот тарифы на газ выросли. Не важно, что в тарифообразовании больше политики и нежелания что-либо делать со снижением дефицита НАКа. Ведь проще заставить платить население любую цену за газ под угрозой принудительного лишения жилья за долги по коммуналке. Ничего личного, только бизнес…

Отец девальвации

У процесса девальвации украинской гривны несколько "родителей". Последовательный вклад руководителей НБУ Степана Кубива и Валерии Гонтаревой в 300% девальвации гривны с марта 2014 по март 2015 переоценить трудно. 

Но не менее "ценным" оказался и вклад премьера в обесценивание гривны. Правительство предложило депутатам увеличить уставный фонд "Нафтогаза" почти на 100 миллиардов гривен. Процесс пополнения заключался в выкупе Нацбанком гособлигаций, которые Минфин напечатал под эти цели. Фактически, состоялся обмен свеженапечатанных бумаг: облигаций и гривны. Это произошло в середине лета 2014 года, и почти сразу подтолкнуло курс гривны к очередному ослаблению до рекордных величин. 

В теории девальвация может привести к росту оборотов, но в украинских реалиях это стало причиной резкого сокращения импорта и роста цен на все товары и услуги. Ориентация отраслей национальной экономики на внешние рынки отнюдь не означает независимость экономики от импорта продукции

Все могло быть иначе

У премьер-министра Яценюка было «окно возможностей» для проведения кардинальных реформ экономики, однако он этой ситуацией не воспользовался, говорит проектный менеджер "Лиги финансового развития" Андрей Блинов.

"Было "окно возможностей", но реформы очень быстро забуксовали. Сейчас они возобновились только под нажимом программы сотрудничества с МВФ", — считает Блинов.

По его словам, некоторые риски правительство не брало в расчет. "Главные вещи, которые заведомо не учитывались — это чрезмерная зависимость от внешнего финансирования. Надежды Яценюка, очевидно, были связаны с революционным порывом, что страна получит на год — два большое внешнее финансирование на покрытие дефицита бюджета, дефицита Пенсионного фонда и Нафтогаза, и, собственно, удастся не допустить существенной эрозии социально-экономического положения", — отметил экономист.

"Правительство для себя могло закладывать более строгую модель, но оно предпочло рассматривать более легкую ситуацию. Правительственные чиновники были на волне эйфории, что сейчас МВФ даст денег, и несмотря на все экономика быстро заработает. На вопрос, что будет с секторами экономики, которые управляют олигархи нелояльные новой власти, с рынками России и Таможенного союза, было иллюзорное отношение, что эти старые сектора отомрут, а новые будут развиваться за счет западных инвестиций", — подчеркнул Блинов.

"Была несколько авантюрной, хотя, мне кажется, имела место такая  надежда, — сыграть в 2005 год (победа «оранжевой революции» в Киеве – Авт.). Была ставка на то, что западные концерны придут на растущий рынок, потенциально будет расти фондовый рынок и так далее. Пожалуй, не было учтено, что в отличие от революции 2004 года, нынешние события не прошли мирно, а были связаны с гибелью граждан, события проходили на фоне острейшего геополитического противостояния. Эти факторы наши аналитики не учли, но их хорошо учли инвесторы, в том числе и западные, которые повели себя неактивно в кредитовании", — говорит Блинов. По его словам, все это усугубилось кризисом на востоке Украины, затем — развалом первого состава правительства Яценюка.

"Нынешняя социально-экономическая ситуация не закладывалась в прогнозные сценарии Вопрос инвестиций, рабочих мест стоит особо остро. Мне кажется, что он напрямую бьет по электоральным перспективам "Народного фронта", правительства, о чем уже говорят социологи", — подчеркнул Блинов.

В то же время, добавил он, никто из аналитиков или оппонентов правительства  не предполагал такой инфляции, обменного курса.

"Это начало сильно размывать доверие. Дальше не были приняты решительные меры по созданию рабочих мест и стимулированию инвестиционного спроса и по снижению налогового давления. Взамен мы очень быстро получили рост налогов в виде военного сбора, налога на сбережения; не произошло какого-то упрощения в налоговой системе. Это начало сильно притормаживать экономические процессы", — добавил экономист,

"Год назад можно было очень быстро проводить вещи, о которых заявляли. Очень многие реформы происходят через год после Майдана, на фоне ухудшения ситуации. Сейчас очень большую роль играет ситуация внешнего управления. Проведение реформ перешло от внутренней потребности к необходимости что-то сделать по требованию кредиторов, в частности, МВФ", — отметил Блинов.

Самое читаемое
    Темы дня