наверх
26.04.202405:37
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Андрей Золотарев: Эта власть существует, пока идет война

Особый статус Донбасса (682)

(обновлено: )12361685
Украинская власть сделала все возможное, чтобы продемонстрировать внешним кредиторам свое политическое единство.

Беседовала Анна Лаба

Парламентская коалиция проголосовала за законы, необходимые для получения донорской финансовой помощи, Украина, по сути, перестала быть социальным государством.

Цель достигнута — МВФ одобрил четырехлетнею программу сотрудничества с Украиной и перевел первый транш. Структурные реформы в стране не проводятся, власть уже год только разглагольствует об их необходимости, ограничиваясь поднятием цен и тарифов, усиливая налоговое бремя бизнеса и граждан.

Как будут развиваться события в стране и насколько обостриться борьба за власть на украинском политическом олимпе в интервью РИА Новости Украина рассказал политический эксперт, руководитель центра "Третий сектор" Андрей Золотарев.

Украина получила первый транш кредита МВФ. Его получению предшествовала демонстрация единства властной команды. Чего нам ожидать сейчас?

— Если отыграть на 100 дней назад, то по итогам парламентских выборов, если посмотреть программы политических партий, складывалось впечатление, что на выборах победила "партия долгов". Иных экономических программ: что делать со страной, программ модернизации Украины никто не предъявил. По сути, это все та же политика погружения страны в долговую яму. Тем более, если говорить о позиции того же Яценюка, то это прямое обслуживание интересов зарубежных ростовщиков Украины. Поэтому перспектива у украинской экономики сегодня выглядит однозначно – аргентинский сценарий. Деньги МВФ не идут в реальный сектор экономики. Как следствие, даже по самым оптимистическим прогнозам, падение ВВП будет порядка 9 процентов, думаю, что и больше. Поскольку складывается ситуация, когда мы, потеряв в значительной степени российский рынок, не приобрели европейский. Логика подсказывает, что в такой ситуации нужно поднимать и разогревать внутреннее потребление, соответственно привязывать какие-то инфраструктурные проекты на уровне госбюджета и действовать в формате "лучший инвестор – это украинский потребитель". Ничего этого не делается, более того – внутреннее потребление еще и душится всевозможными акцизами и налогами. Если посмотреть, что наработала Верховная Рада, то мы четко видим усиление налогового пресса как раз на потребителя. Пока вся эта эпопея с кредитом МВФ наводит на одну грустную мысль: это соответствует чьим угодно интересам, только не украинским.

Читайте также: Весенне-летняя военная кампания на Донбассе: начало в любой момент

Деньги МВФ не станут панацеей для украинской экономики?

— Кредит МВФ – это решение проблем возврата корпоративных долгов, которых порядка миллиарда долларов. Запад, безусловно, заинтересован в том, чтобы эти долги были выплачены, в том числе и долги корпоративного сектора. С кредитом МВФ мы наблюдаем, как частные долги превращаются в долги государственные. Говорят, что, дескать, кредит МВФ нельзя украсть. Это чушь. Существует достаточно незамысловатый механизм, как это сделать. Поскольку кредит МВФ – это SDR (специальные права заимствования), то это дает возможность напечатать гривню. Дальше, когда у одних и тех же людей находятся и фирмы-экспортеры, и фирмы-импортеры, и банк, который получает рефинансирование со стороны Нацбанка Украины, то фирма-экспортер показывает экспорт, импортер показывает необходимость в валюте, и никто из них не проигрывает. Проигрывает страна и простые украинцы, поскольку за 24 года независимости мы рискуем подойти к черте 100 миллиардов внешних долгов.

В этих условиях понятна простая вещь – должник не может быть независимым, то есть страна, которая находится по уши в долгах, будет зависима не только в вопросах геополитики, но и в проведении внутренней экономической политики, что мы сегодня и видим на примере действий правительства Украины. В любой другой стране премьер, который бы заявил о том, что он получил кредит МВФ и это является достижением его правительства, был бы, как минимум, отправлен на психиатрическую экспертизу. У нас, ничтоже сумняшеся, это выдается за большое достижение. Хотя президент и пытается провести "урок арифметики" — сколько и где мы получим, но это как "обицянка-цяцянка". Реально, если исходить из потребности украинской экономики и бюджета, деньги МВФ ничего не решают. 17 миллиардов на четыре года – тут даже школьник обнаружит вопиющее несоответствие.

Беда в другом. Те люди, которые на сегодняшний момент являются обладателями многомиллионных, а то и миллиардных состояний (я имею ввиду верхушку украинской власти – ведь не на зарплату премьера Арсений Петрович живет, он — богатый человек), предлагают украинцам еще туже затянуть пояса и думать о будущем. Это значит, что перспектива лучшей жизни для нынешнего поколения украинцев отодвигается на 20, а то и больше лет. Дескать, о детях подумайте. Как раз власть предержащая о своих детях подумала. Это мы видим на примере "золотой молодежи". В окопах на Донбассе мы ее не увидим. Процветает такой "АТО-туризм" золотой молодежи, но реально там проливают кровь и погибают дети рабочих, селян и интеллигенции, то есть простых украинцев, а отнюдь не властной прослойки.

Социальный взрыв в Украине откладывается войной

Украинцы уже выражают недовольство действиями власти, рейтинг политических партий и лидеров падает. Люди говорят, что они не за это стояли на Майдане….

— Такая экономическая политика неизбежно ведет к нарастанию вертикального конфликта, который так и не был решен на Майдане. Людей на Майдан вывело как раз вот это вопиющее социальное неравенство, колоссальное бесправие простых украинцев. И этим воспользовались олигархи, у которых был очевидный мотив. Действительно, правительство Януковича грабило, и грабило не только бюджет, но, прежде всего, других олигархов, стремясь к тому, чтобы стать одной монопольной олигархической семьей, выдавив всех остальных. Это привело к тому, что олигархия поддержала Майдан. Более того, олигархия, в отличие от тех людей, которые там мерзли, погибали, проливали кровь, в полной мере воспользовалась плодами Майдана – впервые у нас президент-олигарх. За что боролись, на то и напоролись. Вспомним, ведь начинался Майдан с вполне антиолигархических лозунгов. Олигархи – не идиоты, они умные люди, которые сумели даже энергию общественного протеста успешно использовать в своих собственных целях. Но конфликт остался.

Эта политика ведет к риску силовой развязки. И не обязательно в форме "Майдана-3" — формы могут быть разными. Сегодня нарастающее социальное напряжение, конфликт между верхами и низами украинского общества очевиден. Он откладывается войной. Если бы не действия Путина по Крыму и Донбассу, возможно, уже нынешней осенью власть ждал бы катастрофический проигрыш на местных выборах. Пока же для украинской власти война – универсальная "палочка-выручалочка", которая позволяет на любой неприятный для нее вопрос давать очень простой ответ. Не проводятся реформы – война, падает уровень жизни населения – война, кто-то протестует против того, что ничего не меняется а, наоборот, качество и уровень жизни падают – агент Путина и враг народа.

Эта власть – пока (идет — Ред.) война. Эта связка, к сожалению, работает и это подтверждает текущая социология, это круг, на котором держится нынешняя власть. У меня очень большие сомнения в том, что на территорию восточной Украины придет мир. Возможно, война будет ставиться "на паузу", сниматься с нее, как это сейчас происходит. В полном и окончательном мирном урегулировании украинская власть не очень-то и заинтересована, поскольку это поставит вопрос о ее компетенции. А так она может откладывать это бесконечно в долгий ящик, подавляя любой протест. Причем очень многие парни, которые активно выступали против тирана-Януковича на Майдане, сейчас, надев модные камуфляжные курточки, гасят любой протест против власти нынешней.

Как можно провести обещанные реформы с таким низким доверием к власти?

— Доверие – это альфа и омега любой реформы. Если нет доверия, ни один реформаторский план не будет реализован. Доверие – это, прежде всего, предсказуемость, а предсказуемость – это четкие правила игры, а где есть правила игры, туда приходят ресурсы, а где есть ресурсы, там есть рост и развитие. Это тот путь, по которому прошло большинство стран, которые успешно модернизировались и реформировались. Если нет доверия, то и все остальное рушится по принципу домино. "Достижением" Кабина Яценюка, его второго издания,стало то, что окончательно наметилась тенденция полной утраты кредита доверия к власти. Разочарование и недоверие – сегодня самое страшное для страны.

Читайте также: МВФ: деньги и Конституция Украины

Вопрос даже не в деньгах, не в остановившихся заводах, а в отсутствии доверия, что на корню рубит возможность выхода из этой ситуации. В 2014 году власть имела колоссальный кредит доверия, и это был карт-бланш на реформы, но ничего за этот период сделано не было. Мы увидели, что для Арсения Петровича Яценюка повышение цен, тарифов, замораживание социальных гарантий и обязательств государства перед своими гражданами – это начальная, и заодно и конечная точка всех реформ.

Пока мы можем говорить только о намечающейся тенденции, но если весной "пронесет", то осенью, после окончания сезона сбора урожая, когда в Украине традиционно начинается всплеск политической активности, страну ждет достаточно мощная волна социальных протестов. Это неизбежность.

Кто возглавит эти социальные протесты?

— Оппозиции фактически нет. Компартия сегодня находится на полулегальном положении и во многом выбита из колеи. Когда в целом ряде регионов КПУ де-факто находится под запретом, возможности работать нет. Коммунисты боятся выходить на улицу с листовками, с газетами, чтобы не оказаться лицом к лицу с феодальными дружинами отдельных олигархов. Вспомните, как в Днепропетровской области рабочих "Южмаша", протестовавших против невыплаты зарплаты и остановки предприятия, выталкивали бойцы одного из добровольческих батальонов, угрожая, что в следующий раз прострелят колени.

У Партии регионов, нынешнего Оппозиционного блока, как мне кажется, проблема в другом – кризис лидерства. И сегодня одна часть ОБ стремиться к сепаратным договоренностям с действующей властью и демонстрирует некую лояльность, что ничего не решает. Что касается другой части, то кроме демаршей и выступлений на "ток-шоу" отдельных персонажей, никакой работы непосредственно с людьми, с их проблемами, пока мы не видим.

Сегодня оппозиционное поле (во многом оно искусственно зачищено) пустое. Кто на него зайдет? Возможно, мы увидим к осени появление новых левых проектов. Возможно, активизируются коммунисты и Оппоблок – электорально шансы у них хорошие, поскольку за неимением других будут голосовать за них. Но реальной конкурентоспособной политической силы, как было в 2005 году с Партией регионов, которая достаточно быстро восстановилась после нокаута "оранжевой революции", пока не просматривается.

Более того, политические силы коалиции даже не утруждают себя партийным строительством на местах. Это сугубо технологические проекты. Блок Петра Порошенко – объединение не столько вокруг Порошенко, сколько вокруг кресла Порошенко, Народный фронт — объединение вокруг кресла Яценюка. А в регионах, когда проводишь опросы, даже нет намека на партийное строительство. То есть отношение как к сугубо технологическому проекту – нам нужно в Раде получить контрольный пакет, который обеспечит присутствие в правительстве, все остальное не важно.

Чиитайте также: Резерв из демобилизованных военнослужащих – цель и смысл

Если провести аналогии, то Леонид Кучма строил "завод", что ему было просто и понятно, и применял достаточно авторитарно-директивную практику, к которой привык, поскольку "Южмаш" специфичное закрытое предприятие. Виктор Ющенко строил украинский хутор с огромным кладбищем (чего только культ Глодомора стоит, память – это одно, но когда оно приобрело гипертрофированные и неадекватные формы, это привело к обратному эффекту). Виктор Янукович строил "зону", и иначе как смотрящим себя не видел. На зоне хорошо живет актив, блатные, а простые мужики должны тянуть лямку. Янукович заигрался и, естественно, это закончилось войной в верхах.

Нынешняя власть повторяет и реализует практики украинского бизнеса с его подходом, что "проблемы индейцев шерифа не волнуют", сверхэксплуатацией, абсолютным бесправием и игнорированием мнения людей. Есть хорошее украинское слово "зверхність", и Яценюк – классическое выражение этого апломба. Он принадлежит к одному проценту, мнение остальных 99 процентов его абсолютно не интересует. Он может прекрасно говорить, прекрасно подать себя, но чужой для основной массы украинцев. У нас в Украине все боятся Путина, но, пожалуй, бояться надо вот таких вот реформаторов.

Разочарование и недоверие – сегодня самое страшное для Украины

Может ли Радикальная партия возглавить протестные настроения?

— Радикальная партия Ляшко — это партия одного актера. Партия должна выстраиваться под идею и под какие-то принципы. У нас же, в Украине, партии абсолютно "лидерские".

Собственно, нет Ляшко – нет и Радикальной партии. Поэтому театр одного актера – это сугубо технологический проект, и длительную политическую перспективу проект "Радикальная партия" не получит. Мы видели, как всех перед выборами напугали их 20%, потом всем стали рассказывать, "ху из Олег Ляшко", начался сеанс разоблачения. Пока "1+1" ослабил напор, но, если возникнет необходимость, все будет снова включено. Собственно Ляшко был спойлером и при Януковиче, тогда его задачей было тролить демократический лагерь, сегодня он немножечко выступает в качестве тролинг-партнера действующей власти, показывая, что он святее Папы Римского.

Реформы в разных странах связаны с определенной персоной. В Польше это Бальцерович, в Грузии – Бенукидзе, в Германии – Эрхарт. Кто в Украине может действительно провести реформы? В украинском политикуме есть такой человек?

— В Украине есть люди, способные проводить реформы, но у нас присутствует такое явление как "шустеризация украинской политики". С помощью телевизионных шоу политика превращается в некий балаган, в котором фигурирует тщательно отобранный на кастинге состав участников, и у людей формируется тоннельное зрение. Например, напугали коммунисты на выборах 2012 года 12-ю процентами, и если при Януковиче еще на отдельные "ток-шоу" коммунистов приглашали, то дальше, как обрезало – партии не существует.

"Свобода", обратите внимание, превратилась в отыгранную карту, мы их практически сегодня и не видим. Тасуют колоду. Сейчас есть нужда продемонстрировать обновление политики, и появляются какие-то "мальчики-одуванчики" из грантоедских организаций вроде "Реанимационного пакета реформ". Это не отражает весь спектр и не репрезентативно по отношению к обществу. Поэтому очень сложно себе представить в ситуации, когда выбор людей искусственно сужают, что появление политических лидеров может произойти естественным демократическим путем.

Читайте также: Евроинтеграция: в ЕС появилась группа поддержки украинской оппозиции

Наверняка, в Украине есть свои и Бальцеровичи, и Бенукидзе, но вопрос в том, что они сегодня не востребованы и не нужны. Власть хочет пользоваться плодами системы, которая ей досталась от Януковича, соглашаясь только на какой-то косметический марафет, но отнюдь не на ее слом и формирование другой, более справедливой системы отношений.

Ответом на запрос на новые лица в политике стало проявлением в парламенте партии "Самопомич". Каково ее политическое будущее?

— Эта партия появилась в парламенте во многом благодаря тому, что "сдулся" проект Анатолия Гриценко. Гриценко, ранее занимавший самостоятельную и взвешенную позицию, на этих выборах стал действовать как эксцентрик, делать радикальные заявления и превратился в эдакого "Ляшко для умных". Но всегда копия слабее оригинала, и результат выборов это показал. А свято место пусто не бывает, и это место моментально заместилось "Самопомощью". В принципе, это партия, которая выросла из сугубо городского львовского проекта. У нее заведомо проигрышный лозунг — "Помоги себе сам", зачем тогда нужна партия? Лозунгом могло бы стать "Спасение утопающих – дело рук самих утопающих". Опять же вопрос, насколько будет длителен интерес того же Игоря Коломойского к финансированию и поддержке этого проект. Пока дела у них идут неплохо – они сумели несколько дистанцироваться ныне действующей власти, отойти в сторону и не взять портфели, воздержались от соблазна, и это их держит на плаву. Основные репутационные потери несет Народный фронт, во вторую очередь – Блок Петра Порошенко. Пока нет оснований говорить, что "Самопомощь" выпадет из политики, думаю, местные выборы для них будут вполне успешными. Но никаких шагов к развитию они пока не делают – нет партийного строительства в регионах, нет серьезной работы по кадровому кастингу, то есть партия остается сугубо технологическим проектом.

Беда в том, что в этой Верховной Раде мы получили набор технологических проектов, из которых, пожалуй, только "Батькивщина" чем-то напоминает партию. Хотя, вернулась Тимошенко – исчезла партия. За два года без Юлии Владимировны, при всей парадоксальности, "Батькивщина" начала превращаться в партию. У них были рейтинговые проблемы, но партийная жизнь ожила. Сейчас ее рейтинговый показатель свидетельствует о том, что у нее есть определенный процент, но все это уже близко к политическому маргинезу. Все остальные парламентские партии – сугубо технологические одноразовые проекты. Например Яценюк уже упустил время, хотя мог сделать нормальную партию из Народного фронта.

Блок Петра Порошенко, я думаю, со временем распадется – его ждет судьба всех украинских партий власти.

Если реформы не будут проводиться, что ожидает Украину в ближайшем будущем?

— То, что сейчас происходит в Украине, увы, толкает страну на очень опасный путь, итогом которого могут быть только два сценария. Первый – это скатывание страны в хаос и анархию, в случае, если вертикальный конфликт приобретет форму Майдана или какого-то вооруженного выступления. При таком сценарии может оказаться, что Украина может быть поделена на несколько своего рода феодальных анклавов, и тогда будет очень высок риск распада страны.

Другая опасность — это скатывание к авторитарным формам правления. Когда власть демонстрирует свою неэффективность на фоне катастрофического падения уровня жизни, возникает соблазн радикальных сценариев, в том числе появляется и запрос на "сильную руку". С учетом того, что большинство украинцев это патернационалистки настроенный электорат, (и в патриотической, и в пророссийской части), это люди, которые ждут Мессию, сильного лидера, того человека, который решит за них все проблемы и снимет с них бремя ответственности, риск, что страна может получить диктатуру в формах, свойственных странам третьего мира, очень высок. Коль скоро Украина скатывается и становится страной с экономикой третьего мира, то и политика у нас будет, как в странах третьего мира. Чудес не бывает.

Украине нужно бояться не Путина, а горе-реформаторов

Вы не исключаете чехарду в смене власти, как в странах Латинской Америки?

— Обратите внимание на такой феномен, как мусорная люстрация. Это попытка гражданского общества, пусть и в такой уродливой форме, заместить отсутствие правосудия, неработающие государственные институты. Те же добровольческие батальоны, хотя они достаточно быстро были поставлены на службу отцам-содержателям, — глубинно это стремление заместить разваливающиеся правоохранительную систему и вооруженные силы. Когда государство теряет монополию на насилие, появляется масса людей, которые держали в руках оружие и у которых достаточно радикальный ход мышления. Плюс, вооруженные силы являются единственным институтом, который поддерживается всеми.

Абсолютным авторитетом пользуется сейчас только церковь и вооруженные силы, остальные институты находятся на весьма низком уровне доверия. В этой ситуации есть риск, что за спиной у президента может появиться несколько "хороших парней" в камуфляже, как сейчас это модно. Это гипотетический ход развития событий, но то, что происходит сейчас в экономике и обществе, логически к этому ведет. Не исключено, что спустя некоторое время мы увидим в Украине латиноамериканские практики.

К чему будет приковано внимание украинцев в политической жизни страны в ближайшее время?

— Впереди у нас обострение отношений между президентом и премьером и обострение отношений президентской ветви. Президент заинтересован в усилении вертикали власти, но вместо отвергнутой всеми федерализации мы получили ползучую феодализацию. Это мы видим на примере отдельно взятых регионов, когда замгубернатора собирает судей и популярно им объясняет, кто и что есть закон в Днепропетровской области. Поэтому увидим еще и завершение процесса олигархической реструктуризации. Если судить по нынешней Верховной Раде, то она не долговечна не только потому, что не профессиональна и не отражает общественную структуру, сложившуюся на сегодня, но и потому что у отцов-содержателей украинской политики есть поводы для недовольства. У Коломойского недостаточно штыков, чтобы решить вопрос олигархической реструктуризации в свою пользу, пересмотреть итоги приватизации. У Ахметова недостаточно штыков, чтобы защитить свои активы. Яценюку недостаточно штыков, чтобы реализовать свои президентские амбиции.

Может сложиться такая сумма обстоятельств, что эта Верховная Рада еще полгодика протянет и почит в бозе. Поэтому, если не весна, то осень в украинской политической жизни будет очень бурной.

Самое читаемое
    Темы дня