Вслед за долларом дорожает и бензин. В большинстве сетей АЗС цены на топливо резко выросли − от 80 копеек до гривны. Большинство крупных региональных операторов тоже подняли цены.
Бензин А-92 прибавил в цене 64 копейки. Дизель достиг отметки в 17 гривен 55 копеек. Этот вид топлива подорожал на 66 копеек. Премиальные марки "девяносто пятого" подорожали на 69 копеек − до 18 гривен 62 копеек за литр.
Как будет развиваться ситуация на рынке нефтепродуктов Украины, в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал заместитель директора Научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев.
Получается, что топливо будет дорожать вместе с долларом?
− Да, к сожалению, сейчас выхода у участников рынка нет, поскольку порядка 80-85% топлива завозится в страну, а закупается исключительно за доллары или евро.
Если НБУ позволяет себе за один день опустить курс национальной валюты, то всем участникам рынка, которые зависят от закупки товаров и услуг за рубежом, ничего не остается, как реагировать на эти действия.
НБУ пытается, таким образом, как-то утихомирить, обуздать черный рынок…
− Очень интересно он намеревался обуздать черный рынок. Поскольку принятие условий игры черного рынка − это не борьба с черным рынком. Если бы были достигнуты какие-то соглашения о взаимном движении к какому-то равновесному курсу доллара, например, на уровне 20 гривен, то это одно дело.
А тут движение пошло в одну сторону, причем в сторону, которая не устраивает никого, кроме валютных спекулянтов.
А кого сейчас устраивает ситуация с подорожанием топлива? Участники рынка не боятся, что люди просто пересядут на метро?
− Топливо – это инфраструктурный товар, и вина в этом не участников рынка, которые сейчас имеют практически нулевую розничную наценку. Сейчас большинство компаний работают себе в убыток, потому что никто такого не ожидал.
И если посмотреть на структуру розничной цены, то сейчас государство забирает себе чуть ли не половину от всей цены бензина, которая сейчас установлена.
Причем поскольку акциз взымается в евро, то доходы государства никак не зависят от того, насколько девальвировала национальная единица. Что касается трейдеров, максимум, что они могли себе позволить − это 10% на все свои затраты. В том числе и на розничную наценку, которая шла им в карман.
Сейчас же розничная наценка равна нулю, и в дальнейшем вполне возможно, что топлива вообще будет не хватать, поскольку чтобы купить что-то, нужно что-то продать. А цена уже близка к тому уровню, за которым пойдет резкое сокращение спроса.
Есть данные о сокращении потребления топлива в Украине?
− Да, безусловно. В прошлом году потребление сократилось по меньшей мере на четверть.
Но здесь же не только сокращение потребления в связи с подорожанием бензина, происходит также сокращение в связи с военными событиями в Донецкой и Луганской областях и сокращение тех данных, которые собирает Госстат, потому что часть рынка уходит в тень, и эти объемы торговли не попадают в данные официальной статистики.