наверх
03.05.202410:07
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Во сколько кандидатам обошлись выборы

Коалиция и новый Кабмин (304)

477
По мнению Екатерины Одарченко, избирательная кампания обошлась в не менее 30 миллионов условных единиц. В ходе прошедшей кампании только официально задекларированные в парламент расходы составили порядка 20 миллионов долларов для лидера.

Нынешняя предвыборная кампания в парламент ознаменовалась серьезными вложениями. 

По словам украинского политтехнолога Тараса Березовца, некоторые кандидаты в народные избранники потратили до 3 миллионов долларов. 

Что сколько стоило, и насколько затраты оказались оправданными, радиостанция Голос Столицы узнала у политтехнолога Екатерины Одарченко

Господин Березовец говорит о трех миллионах долларов максимум. По вашим подсчетам – какой был максимум и минимум затрат на кампанию? 

– Я не знаю, с кем из политических сил работал Тарас. Если говорить о мажоритарном округе, то, безусловно, можно начинать кампанию от одного миллиона и за три сделать ее достаточно достойной за такое короткое время, чтобы набрать и использовать все методы коммуникаций. Потому что сейчас и "джинса", и различные коммуникации СМИ стали на 30% дороже, а я уже не говорю о наружной рекламе. Если говорить о партийных структурах, то посчитайте: минимальная кампания в избирательном округе – это 160-170 тысяч избирателей. А всего в Украине, если мы помним, где-то порядка 30 миллионов избирателей, которые голосуют. В частности, явка на этих выборах – это около 15 миллионов человек. 

То есть, по моим подсчетам и практике, избирательная кампания обошлась в не менее 30 миллионов условных единиц. В ходе прошедшей кампании только официально задекларированные в парламент расходы составили порядка 20 миллионов долларов для лидера. То есть сейчас официально задекларировать могут три миллиона, а могут и 500 тысяч, но реальные расходы и избирательная кампания за такие деньги проведена быть не может. Минимальная стоимость расходов для лидера на одного избирателя составляет до пятидесяти гривен. Я не имею в виду мотивацию, я имею в виду сферу коммуникаций. Но здесь еще следует помнить, что в каждой партии есть человек, который пользуется какими-то преференциями от рекламных компаний. 

Если сравнивать с парламентскими выборами 2012 года, какая разница в цифрах? 

– Безусловно, на парламентских выборах было потрачено больше, но было потрачено больше на внешнюю рекламу. На этой кампании наружная реклама была немного дешевле, так как сейчас по сути наблюдается кризис рекламных агентств. Но реклама в медиа была дороже. 

То есть в целом эти выборы были дешевле и сыграли свою роль сжатые сроки… 

– Безусловно. Потому что нормальную кампанию можно начинать за полгода, но обычно начинают за три месяца. А эта аномальная избирательная кампания была более массированной. И это повод для всех подрядчиков "ломить" спекулятивную цену и увеличивать стоимость услуг для партий. Это же тоже определенный рынок, имеющий свои правила.  

Самое читаемое
    Темы дня