наверх
02.05.202412:50
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Расследование катастрофы рейса MH17. Виновного назвать не сложно

(обновлено: )179973610
Заместитель Главы Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине, Александр Хуг 26 февраля посетил г. Утрехт, Нидерланды, где принял участие в симпозиуме "Трагедия рейса MH17: возмещение и последствия".

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

Задачей симпозиума было проведение научной конференции для студентов Утрехтского университета по выяснению вопроса как отечественное и международное право может помочь в урегулировании вопросов ответственности и подотчетности в отношении данной катастрофы. Специалисты в различных областях международного уголовного, гражданского и воздушного права, обсудили юридические вопросы, касающиеся трагедии рейса MH17, возможности компенсации семьям погибших, перспективам привлечения к уголовной ответственности причастных к гибели самолета и правовые действия с целью скорейшего завершения расследования. Дальнейшее обсуждение прошло в местном пабе, в полном соответствии с греческим значением термина симпозиум.

Этому визиту предшествовала встреча в Киеве 5 февраля с главой международной миссии по расследованию катастрофы самолета МН17 Питером-Яапом Алберсбергом и представителями делегации Нидерландов, Малайзии и Австралии по обсуждению вопросов, связанных с расследование катастрофы самолета Boeing-777-200 авиакомпании "Malaysia Airlines". В ней принял участие и председатель созданной распоряжением Кабинета министров Украины №117-р от 28 января 2015 года Межведомственной комиссии по координации вопросов, связанных с расследованием авиационных событий, вице-премьер-министр — министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Зубко. Предыдущая украинская комиссия по расследованию этого происшествия была распущена. Сообщалось, что готовится следующий этап проведения исследования места падения самолета, который начнется, как только это позволят погодные условия. Найдено 295 из 298 тел погибших. Также найдено 1560 фрагменов тел, большинство из которых идентифицированы по ДНК. Ожидается прибытие группы экспертов, которые продолжат исследовать территорию места падения самолета.

Более содержательным и информативным мог стать ответ высокопоставленного чиновника Министерства юстиции Нидерландов Дика Шуфа (Schoof) на многочисленные запросы заместителя редактора информационного агентства RTL Nieuws Питера Кляйна (Klein), поданные еще осенью 2014 г. на основании Закона о доступе к общественной информации.

Смотрите также: Первая часть обломков Boeing 777 доставлена на базу ВВС Нидерландов

10-ти страничное письмо, датированное 10 февраля содержало еще и 378 страниц приложений и отвечало на вопросы о ходе, порядке и некоторых результатах расследования, которые, по мнению специалистов министерства юстиции, могли быть раскрыты без ущерба для следствия. Была предоставлена часть материалов Межведомственной кризисной комиссии (Interdepartementale Commissie Crisisbeheersing — ICCB), Комитета министров по кризисным ситуациям (Ministeriele Commissie Crisisbeheersing — MCCb) и Национальной Кризисной комиссии (Nationaal Kernteam Crisiscommunicatie —NKC), касающихся авиакатастрофы MH-17. В частности, были предоставлены ежедневные планы работ и встреч, документы, полученные в результате совещаний и консультаций, выписки из официальных постановлений и решений, отчеты и протоколы, а также все остальные документы, которыми обменивались члены комиссии по расследованию.

Опубликованные материалы, к сожалению, ничего не дали в деле раскрытия новых сведений о катастрофе, так как наиболее интересные места в документах оказались замазаны, как видно на приведенной фотографии.

Часть материалов Межведомственной кризисной комиссии, Комитета министров по кризисным ситуациям, касающихся авиакатастрофы MH-17

Пожалуй, единственным интересным фактом, присутствующим в указанных документах, является утверждение официального представителя Нидерландов об участниках расследования. Кроме исследователей из Украины, Малайзии, Австралии, Великобритании, Бельгии и Германии, не были упомянуты Россия и США. Кроме того, впервые с начала расследования, вопреки предыдущим ссылкам на подписанные соглашения, было заявлено о том, что голландская сторона опубликует итоговый доклад, даже в случае, если кто-либо из участников расследования из другой страны не согласен с его выводами. Одновременно парламент Нидерландов 12 февраля потребовал от своего правительства немедленного разъяснения пункта нового минского соглашения об амнистии и гарантий, что оно не отразится на расследовании дела об авиакатастрофе.

Гибель в прошлом году двух однотипных самолётов Boeing-777 (рейсы МН370 и МН17) одной и той же авиакомпании с интервалом менее полугода по сходному сценарию привлекла вполне законный интерес. Сценарии катастроф двух малазийских авиалайнеров Boeing-777 чрезвычайно схожи, поэтому можно предположить, что катастрофа МН17 таит в себе разгадку тайны рейса MH370 в той же мере, в какой судьба МН370 является ключом к пониманию случившегося с МН17, то есть рассматривать эти катастрофы следует как звенья одной цепи.

Была ли катастрофа рейса МН17, последнего из погибших самолётов, случайной, или же запланированной заранее? Возможно, помочь ответить на этот вопрос сможет появившаяся информация об использовании украинскими силовиками данных космической съёмки, осуществлявшейся спутниками американской компании DigitalGlobe на коммерческой основе. Спутники этой компании, абсолютного монополиста на американском рынке подобных услуг, являются аппаратами двойного назначения и выполняют не только коммерческие, но и прямые заказы американских правительственных ведомств и служб. На сайте компании регулярно публикуется информация о времени, местах и характере дистанционного зондирования земли высокого разрешения.

Согласно информации, приведенной на сайте компании, подобные снимки участков территорий на востоке Украины делались с периодичностью 1-2 раза в неделю, а иногда и чаще, причем их активность хорошо совпадала с военной активностью украинской армии. Например, с 20 по 29 июня съемка осуществлялась трижды и покрывала приграничные районы, примыкающие к российской территории, вдоль которой южная группировка ВС Украины проводила операцию по восстановлению контроля над границей.

Принтскрин сайта компании DigitalGlobe

Согласно этим же данным ежедневно в течение недели, предшествовавшей катастрофе рейса МН17, выполнялись очаговые съемки заданных участков территории ДНР, при этом за сутки до катастрофы малазийского самолета американские спутники сконцентрировались на сплошной съёмке района предстоящей трагедии, прежде не привлекавшего к себе особого внимания.

16 июля была произведена сплошная полосовая съёмка участка площадью сто на сто километров в пределах территории ДНР, в самом центре которого сутки спустя упал малазийский лайнер. Таким образом, можно утверждать, что существуют высококачественные изображения района предстоящей катастрофы на момент, непосредственно ей предшествующий. Это значительно упрощает восстановление картины предстоящей катастрофы, позволив выявить обломки самолёта, которые сутки спустя будут рассеянными по отснятой накануне территории (технология change detection) и определить изменения в расположении средств ПВО обеих противоборствующих сторон.

Принтскрин сайта компании DigitalGlobe

К сожалению, согласно информации с того же сайта компании DigitalGlobe, на следующий день 17 июля, когда и произошла катастрофа, съёмка территории ДНР почему-то не велась вовсе, а возобновилась лишь после того, как появление космических снимков, способных раскрыть обстоятельства, приведшие к катастрофе, заведомо исключалось. Разумеется, утверждать, что заказчикам космоснимков было известно о предстоящей катастрофе заранее, на основании изложенных фактов пока не стоит, но вот проблем с доступом к спутниковым снимкам у международной комиссии по расследованию быть не может, несмотря на озвученные ранее трудности с получением ее из США.

Как бы то ни  было, с начала декабря прошлого года, после прибытия на авиабазу Гилзе-Рийен (Gilze-Rijen) восьми грузовиков с обломками, собранными на месте падения самолета, все известные вещественные доказательства, связанные с катастрофой, находятся в распоряжении международной комиссии и следователей прокуратуры Нидерландов. С этого момента только от их работы зависят сроки и результаты расследования обстоятельств и причин этой резонансной трагедии.

Возможно, именно поэтому 2 марта глава МИД РФ Сергей Лавров в ходе встречи со своим голландским коллегой Бертом Кундерсом в Женеве на 28-ой сессии Совета ООН по правам человека вновь подчеркнул необходимость "всеобъемлющего, тщательного и независимого расследования авиакатастрофы в строгом соответствии с резолюцией 2166 Совета Безопасности ООН и правилами Международной организации гражданской авиации".

Самое читаемое
    Темы дня