наверх
26.04.202405:36
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Дилемма украинского авиапрома: контрабанда или пустота

(обновлено: )3641111
Два года подряд действует запрет на сотрудничество в промышленной сфере с российскими предприятиями. Украинские заводы, связанные кооперационным производством с соседями, вынуждены или свернуть работу, или найти новых поставщиков, но не из России.

Наталья Печорина, РИА Новости Украина

Запрет на военно-техническое сотрудничество с Россией, в том числе и в сфере продукции двойного назначения, который был введен в июне 2014 года, изначально оценивался как достаточно болезненное решение для украинского оборонно-промышленного комплекса.

Вся сила удара пришлась в первую очередь на авиастроение и ракетно-космический комплекс, как наиболее активные сегменты украинского машиностроения. Но запрет также больно ударил и по предприятиям общего и тяжелого машиностроения. 

Правда, если границы между государствами остаются открытыми, то сложно говорить как о факте военной агрессии, так и эффективном действии запрета на ВТС. Просто бизнес ушел в тень, а вместе с ним и расчеты.

Запрет и последствия

Два года назад Юрий Терещенко, будучи на руководстве госконцерна "Укроборонпром" оценивал запрет на любое сотрудничество с РФ как очень болезненную меру, которая приведет к материальным убыткам: "Эти показатели могут измеряться и десятками, и сотнями миллионов долларов. В зависимости от сценария. Впрочем, мы понимаем, что по-старому вести военно-техническое сотрудничество с Россией не сможем". 

По его мнению, у новоизбранного руководства страны есть достаточный набор средств и возможностей, чтобы определить правовое поле и рамки военно-технического сотрудничества с Россией как по линии "Укроборонпрома", так и предприятий, не входящих в его состав.

Читайте также: Авиагиганты Украины: тайное сотрудничество с РФ ради выживания

Даже угроза потери доходов от экспорта не заставила руководство страны пересмотреть свое решение. И результаты его проявлялись в каждом отчетном периоде в виде падения объемов промышленного производства.

В итоге, практически прекратил свою деятельность флагман украинского ракетостроения, ГП "Южмаш". В авиастроении можно говорить о практически полной потере производства самолетов "Ан" как в Харькове, так и в Киеве. 

С другой стороны, ГП "Антонов" от полного коллапса спасает наличие КБ в составе предприятия, в отличие от Харьковского государственного авиационного производственного предприятия, где, несмотря на все желание руководства, КБ так и не появилось.

Гордое имя "Антонова", в перспективы которого верит сам президент Украины Петр Порошенко,  до поры до времени спасало от нападок (вполне обоснованных с точки зрения законодательства) правоохранительных органов. В нынешних условиях предприятие не может построить самолет без комплектующих российского производства. Значит — покупает их у "агрессора".

На днях Генеральная прокуратура Украины заявила о разоблачении деятельности предпринимателя, который, по данным ведомства, через фиктивные фирмы поставлял комплектующие российского производства на государственное предприятие "Антонов". 

Читайте также: Снова бьют на взлете. Итоги пресс-конференции руководства ГП "Антонов"

"В Киеве разоблачен предприниматель, который через фиктивные фирмы поставлял на ГП "Антонов" комплектующие из РФ… Предприниматель заключал на территории РФ соглашения с продавцами, выступая при этом не как должностное лицо "Антонова", а как частный предприниматель. В дальнейшем без уплаты необходимых платежей завозил эти товары на Украину, после чего, используя поддельные документы, поставлял комплектующие по завышенным ценам на государственное предприятие "Антонов", — рапортует Генпрокуратора.

Конечно же, в результате этих действий мужчина уклонился от уплаты налогов на сумму более 116 тысяч долларов. И это — победа в борьбе с расхитителями "социалистической (теперь — капиталистической) собственности". Но остается вопрос, а как же самолеты?

Генпрокуратура, естественно, не может ответить на этот вопрос, потому что наблюдает за соблюдением законности. Но этот показательный случай может привести к тому, что или "каперы" от авиастроения перестанут переправлять контрабандно нужные запчасти, и тогда "Антонов" прекратит свою деятельность, как ранее это сделал "Южмаш", или расценки на контрабанду опять повысятся или кто-то получит долю от крышевания такой не совсем законной, но вполне патриотической и местами очень даже прибыльной деятельности.

Самое читаемое
    Темы дня