наверх
25.04.202403:30
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Болливуд в Украине. Спасет ли Индия отечественный авиапром

(обновлено: )1746201
Очередное заявление украинских чиновников о замечательных перспективах авиастроительной отрасли не выдерживает ни малейшей критики и проверки фактами.
Крупнейший в мире самолет Ан-225 Мрия

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

Утрата российских рынков и кооперационного партнерства пагубно сказалась на украинской экономике, что вынудило к лихорадочному поиску новых заказчиков. Одним из перспективных претендентов на роль спасителя украинской промышленности, в том числе и авиационной, была избрана Индия.

30 июня государственный концерн "Укроборонпром" устами заместителя генерального директора по внешнеэкономической деятельности Дениса Гурака известил об очередном достижении в привлечении индийских партнеров: "ГК "Укроборонпром" и индийские компании разрабатывают модель взаимоотношений, которая положит начало сотрудничества на десятки лет". По словам Гурака, рассматривается модель трансфера технологий. Сначала планируется создание совместного предприятия, которое будет производить совместный проект путем финансирования, поиска рынка сбыта, маркетинговых исследований и т.п. "Но конечной задачей является производство самолетов", — подчеркнул он. Эта модель выгодна проверена мировым опытом и выгодна для всех сторон: работа найдется для многих предприятий Украины и других стран, поэтому, по мнению замгендиректора "трансфера технологий бояться не надо". 

Несмотря на кажущуюся грандиозность, поражающее новизной и открывающее удивительные перспективы, приведенное заявление оказывается всего лишь одним из многих, появляющихся с завидной регулярностью последние два года пребывания команды молодых  менеджеров у руля оборонно-промышленного комплекса Украины. Практическая ценность его – соответствующая. Тем более, что и в этот раз Гурак повторил уже приевшиеся мантры, сказав, что индийцы заинтересованы в технике "Антонова" и уже имеют положительный опыт ее эксплуатации. Сейчас они определили модели самолетов, которые требует страна: пассажирские и транспортные на базе платформы Ан 148/158/178 в нескольких вариантах, которые предлагаются Индии в рамках официального тендера. Заинтересованность в будущем также составляют модели Ан-188 и Ан-124. "Мы сконцентрированы на этих проектах и переходим к основному этапу, чтобы принять правильные решения. И одним из таких решений и является привлечение индийской компании, с которой мы сейчас и определяем систему взаимоотношений", — подчеркнул он.

Читайте также: "Русский след" теракта в аэропорту Стамбула… привел в Украину

С момента завершения выставки вооружений DEFEXPO India-2016 прошло уже четыре месяца, однако украинские чиновники никак не могут забыть индийскую тему. Не далее как 16 мая т.г. на сайте государственного концерна "Укроборонпром" появилась новость под броским заголовком – "Украина и Индия: стратегическое партнерство в сфере ВТС". Первый заместитель секретаря СНБО Олег Гладковский рассказал о договоренности с с частной индийской компанией Reliance Defence Ltd. о создании совместного предприятия, развития определенных образцов продукции в ряде сфер и стратегическом партнерстве.

Президент индийской компании Reliance Defence Ltd. Раджеш Кумар Дхингра подтвердил, что после осмотра продукции и техники концерна он считает, что она полностью удовлетворяет требованиям военного и коммерческого рынков Индии. Ничего более конкретного услышать не удалось.

Президент индийской компании Reliance Defence Ltd. Раджеш Кумар Дхингра

Президент индийской компании Reliance Defence Ltd. Раджеш Кумар Дхингра

Некоторую дополнительную ясность внес директор дочернего предприятия "Спецтехноэкспорт" Павел Барбул, который сообщил, что "с индийцами были подписаны меморандумы о развитии сотрудничества в сфере самолетостроения, в сфере развития бронетехники и газотурбиностроения".

Павел Барбул, директор дочернего предприятия "Спецтехноэкспорт"

Павел Барбул, директор дочернего предприятия "Спецтехноэкспорт"

Примечательно, что все происходило на территории входящего в состав концерна ГП "Антонов", однако ни одного документа его руководством подписано не было. В частности, Меморандум о совместном участии в тендере, объявленном индийской корпорацией Hindustan Aeronautics Limited, подписал генеральный директор "Укроборонпрома" Роман Романов, а два других – Барбул, последние месяцы вынужденный "отбиваться" от прокуратуры. 

Так произойдет ли с помощью "индийских гостей" обещаемый уже много месяцев украинскими чиновниками прорыв в отечественном самолетостроении? В самом громком и многообещающем совместном проекте в сфере авиастроения, по мнению украинских спецэкспортеров будут выступать пассажирские и транспортные самолеты Ан-148, Ан-158, Ан-178, которые, в случае победы в тендере, стороны будут совместно производить и поставлять коммерческим и государственным эксплуатантам в Индии. Следующий шаг — сборка самолетов в Индии с постепенным увеличением локализации производства в этой стране в соответствии с требованиями законодательства Индии и Украины и согласно договоренности сторон. Партнеры также планируют организовать поддержку в эксплуатации изготовленных самолетов в течение всего срока их службы в индийских эксплуатантов и в других странах. "Украинские самолеты Ан известны во всем мире, в том числе в Индии, как мощные и надежные. Уверен, результатом этого тендера станет безусловная победа "Антонова", — сказал заместитель генерального директора по внешнеэкономической деятельности "Укроборонпрома" Денис Гурак. Судя по данным высказываниям и отсутствию профильных специалистов из ГП "Антонов", украинские чиновники даже не удосужились прочесть требования технического задания, которому не удовлетворяет без существенных доработок ни один из перечисленных самолетов. 

Появившиеся многочисленные перепечатки новости о том, что "Украина победила Россию в крупном тендере на поставку самолётов", мягко говоря, не совсем точно отразили суть вопроса. Мало того, что тендера еще не было, а в партнеры выбрана, хоть и крупная, но несколько далекая от тематики компания, так и вероятными конкурентами, кроме уже "побежденных" россиян будут скромные европейцы из Airbus и Finmeccanica, бразильцы из Embraer и канадцы из Bombardier. Но самое главное, что будет участвовать и индийская государственная авиастроительная корпорация HAL, которую, наверняка, сами индусы с большим удовольствием увидят на месте победителя тендера.

Кстати, некоторое время назад тот же Airbus участвовал в индийском тендере с близкими, но более узкими требованиями, предложив, совместно с индийской корпорацией ТАТА, военно-транспортный самолет С-295. Так как оно оказалось единственным (почему-то ни ГП "Антонов", ни "Укроборонпром", ни "Спецтехноэкспорт", курировавший крупнейший контракт на ремонт и модернизацию индийских Ан-32, не приняли участие в столь многообещающем конкурсе), связка Airbus-ТАТА была признана победителем, но затем решение было отменено, а тендер аннулирован. Одной из вероятных причин такого решения стало как раз отсутствие национального производителя HAL, который располагает и производственными мощностями и многолетним опытом лицензионного и собственного производства самолетов и солидным провластным лобби. С этой точки зрения избранный украинцами в качестве партнера  индийский холдинг Reliance Group, выросший из небольшой компании по производству полиэстера, поэтому ранее разработкой и производством самолетов не занимавшийся, смотрится достаточно сомнительно.

Самое читаемое
    Темы дня