наверх
29.03.202403:18
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Приватизация ОПЗ: чемодан без ручки вместо выгодного актива

Украина: навстречу реформам или катастрофе? (229)

(обновлено: )2628260
Фонд госимущества объявил о старте конкурса по приватизации Одесского припортового завода. Однако, его главная "инвестиционная" ценность – аммиак – готовится к освоению альтернативного маршрута в российский порт Тамань.

Наталья Печорина, РИА Новости Украина  

После пуска нового аммиакопровода ОПЗ теряет какую-либо инвестпривлекательность.

Как это устроено

Работу ОПЗ обеспечивают поставки аммиака из Тольятти по кооперационной схеме, выстроенной при "клятых" коммунистах. В конце 1990х годов аммиакопровод Тольятти–Одесса был построен для транспортировки на экспорт основной продукции Тольяттинского азотного завода (сегодня – ОАО "Тольяттиазот"). В рамках проекта появился и Одесский припортовый завод, который располагает мощностью по перегрузке аммиака в размере 4 млн тонн в год, карбамида (аммиачная селитра) – 3,6 млн тонн в год. 

Завод ежегодно переваливает на танкеры почти 2 млн тонн российского аммиака, из российского же сырья производит минеральные удобрения, которые затем отгружаются через "Южный" на экспорт.

При этом, у российских производителей, "Тольяттиазот" и "Уралхим", транзитные мощности были связаны с морскими портами экс-советских республик в Украине и Прибалтике. Но недружественная политика государств по отношению к России заставила российских производителей пересмотреть маршруты доставки аммиака. Есть высокая вероятность того, что транзит удобрений скоро будет идти исключительно по российской территории в российские же порты. 

Аукцион грядет

ФГИ Украины объявил 13 июня конкурс по продаже 99,567% акций уставного капитала завода. Аукцион назначен на 26 июля 2016, стартовая цена пакета – 13,175 млрд гривен.

Ранее сообщалось, что по решению Кабмина, аукцион по продаже государственного пакета акций ОПЗ состоится только в случае наличия не менее двух участников, при этом один из них должен быть нерезидентом. Помимо российских инвесторов, к участию в конкурсе не допускаются юридические лица, владельцем более 25% акций (долей, паев) которых является государство Украина. 

В общем, условия конкурса выписаны исключительно под западных покупателей.

Те, однако, уже сочли цену на ОПЗ завышенной, о чем МВФ и ЕБРР сообщили в письме премьер-министру Украины Владимиру Гройсману. Попутно ему сообщили, что с такой ценой международные инвесторы вряд ли захотят участвовать в приватизации ОПЗ.

Экс-министр экономики Украины, финансовый эксперт Виктор Суслов напомнил, что приватизация ОПЗ входит в число т.н. "структурных маяков" программы сотрудничества Украины с МВФ, по которым Украина отчитывается.

"Вопрос не в том, выгодно или невыгодно. Продавать (ОПЗ) мы обязались, значит, продавать будем… Если удастся провести открытый прозрачный конкурс, который покажет реальную цену, тогда даже все занижения цены не будут страшны. Я бы не согласился с опасениями, что цена занижена. Открытый аукцион может показать реальную цену объекта", – сказал Суслов.  

Тамань преткновения

Практически одновременно со стартом "рекламной кампании" украинской власти по продаже ОПЗ, в России начались процессы, которые обнуляют ценность нашего объекта. 

Поставщик аммиака в Одессу, ОАО "Тольяттиазот" (ТоАз), заявил о возобновлении проекта строительства терминала по перевалке аммиака и карбамида в порту Тамань. Общий объем инвестиций может составить более $300 млн (без привлечения бюджетных средств), сообщает пресс-служба ТоАз. Для сравнения – стартовая цена ОПЗ установлена на уровне 500 млн долларов и российские компании не допускаются к участию в аукционе.

Кроме перевалки аммиака, ТоАз планирует строительство терминала для перевалки карбамида (удобрения, получаемого из аммиака), грузооборот которых составит 2 млн и 3 млн тонн в год соответственно. То есть, в порту Тамань будет построен аналог ОПЗ, только дешевле и надежнее, потому что поставки сырья будут зависеть не от политических настроений, а исключительно от работы завода в Тольятти. 

Ввод в эксплуатацию первой очереди комплекса запланирован на 2017 год, второй очереди – на 2020 год.

Таким образом, одновременно с продажей ОПЗ иностранному инвестору в России будет запущен собственный проект перевалки аммиака, который сделает завод в Одессе никому не нужным объектом – ведь кроме как из России аммиак ему получать неоткуда. Разве что можно поискать новых поставщиков, но экономика производства станет гораздо дороже, а цена продукции – неконкурентоспособной.

Превращение в "чемодан без ручки"

Аналитики посчитали, что с началом работы терминала в Тамани, Украина потеряет 35 миллионов долларов в год только от прекращения прокачки российского аммиака. Альтернативного поставщика аммиака на ОПЗ нет.

Виктор Суслов говорит, что строительство альтернативного маршрута аммиакопровода повлияет на цену ОПЗ.

"Какой бы ни был покупатель, он должен понимать, что он получает, и вопрос обеспечения сырьем чрезвычайно важен. Украинское предприятие, которое также добавляло аммиак в аммиакопровод, горловский "Стирол", находится на территории сепаратистов, а Украина, как известно, у сепаратистов ничего не покупает, и едва ли пустит стироловский аммиак к транспортировке по Украине", – напомнил эксперт.    

Российский поставщик решил строить обходной маршрут не по собственной "вредности", а исключительно от общей тенденции не дружественной политики к российскому бизнесу, которая культивируются на всех уровнях украинской власти.

Читайте также: Смертельный футбол. Самые жестокие драки и погромы фанатов

В результате, ОПЗ из очень ценного актива превращается в "чемодан без ручки", и результат политики "геть вид Москвы" мы в очередной раз будем наблюдать уже скоро. Первым "маркером" будет грядущий аукцион.

Самое читаемое
    Темы дня