Беседовала Анна Лаба, РИА Новости Украина
Украинский институт национальной памяти презентовал просветительский сайт "Украинская вторая мировая война", который рекомендуют использовать и в школах в качестве электронного учебника. Создатели подчеркивают: это один из ключевых проектов УИНП.
"Память о Второй мировой войне, которая подавалась как Великая Отечественная война, и разного рода мифы и стереотипы, связанные с этой войной, были краеугольным камнем формирования советской идентичности… Сегодня мы являемся свидетелями того, как теперешняя уже российская пропаганда активно использует мифы, стереотипы, мемы, связанные с так называемой Великой Отечественной войной для того, чтобы мобилизовать людей, в частности, на борьбу против Украины. Не случайно один из символов так называемой Великой Отечественной войны, символ российский имперский, в то же время советский – георгиевская ленточка – стал одним из символов того движения террористов, которое охватило сейчас отдельные регионы Донецкой и Луганской областей", – сказал Владимир Вятрович во время презентации.
Своими впечатлениями о новом проекте УИНП в интервью РИА Новости поделился доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом новейшей истории и политики Института истории Украины Национальной Академии наук Украины Георгий Касьянов.
Насколько материалы, представленные на сайте, опираются на исторические факты?
— Это только частично просветительский проект — в значительной мере это обычная, нормальная пропаганда, о чем собственно, и говорит Вятрович, объясняя задачи сайта. Пропаганда – это, помимо всего прочего, интерпретация фактов в нужных идеологических целях. Сравните "Красная Армия — освободитель!" и "Красная Армия — освободитель?". Для пропаганды важно — правильно расставить акценты и интонации. Так и делает УИНП: что-то скажут, что-то недоскажут, о чем-то вообще умолчат. Здесь видим обычный жертвенно-героический нарратив "Украина между двумя тоталитаризмами" плюс борцы с двумя тоталитаризмами, а то, что многие украинцы верой и правдой служили обоим тоталитаризмам, так это такое дело… от безвыходности, из тактических соображений, чтобы выжить и т.д. Все стандартно, ничего нового.
Неужели, совсем ничего?
— Есть плюсы. Они, наконец, вспомнили про Холокост. По крайней мере, посвятили ему отдельный сюжет. Вспомнили про военнопленных, это тоже хорошо. Не забыли о крымских татарах. В общем, все поле "украинской Второй мировой расширилось".
Но об участии украинцев в Холокосте не упомянули.
— А зачем? Это больная тема, не только для украинцев, для всех восточноевропейских наций. Для вступления в Евросоюз признание Холокоста (в том числе не всегда приятных фактов о себе) как общей ответственности европейцев было "вступительным билетом". УИНП готов признать Холокост на территории Украины и даже подает максимальную цифру жертв (1,5 млн), но не готов открывать "темные" страницы. Об украинских праведниках мира готов сообщить, а о соучастниках – не очень. Так же, как и в вопросе о Волыни. Признать "братоубийственную войну", выгодную оккупантам, можем, а вот как доходит до цифр – количество депортированных в 1947 году в Польше – можем, а количество убитых в 1943 поляков – как-то не очень. В рамках пропаганды это нормально. А за этими рамками – думаю и так все понятно.
Смотрите также: Порошенко возложил цветы к могиле Неизвестного солдата
Тем не менее, материалы, собранные на сайте глава УИНП Владимир Вятрович рекомендует использовать как методическое пособие для подготовки уроков истории в школе.
— Государство решает, какой истории ему учить. Вот директор УИНП, правительственного органа, и предлагает правильный, по его мнению, вариант. Но вы же понимаете, что между указаниями Вятровича и тем, как они будут реализовываться, простирается довольно большая территория. О голодоморе, ОУН и героях УПА учебники истории Украины рассказывают уже лет двадцать, и тем не менее люди на Донбассе нацепляли на себя георгиевские ленточки. Значит, все зависит не только от учебников и школьного курса. В прошлом году Министерство образования приняло Концепцию национально-патриотического воспитания, если не ошибаюсь, уже пятую по счету за двадцать лет — вся эта выставка УИНП вполне в эту концепцию вписывается. Она в очередной раз повторяет все то, что уже давно существует в учебниках. И то, что Украина — жертва двух тоталитарных режимов, и то, что украинцы в любой большой войне всегда разделены и вынуждены часто воевать друг против друга, и то, что они якобы самые большие жертвы понесли — все это уже есть в учебниках. Вот добавили персональные очерки об украинцах в армиях союзников и немецкой армии – это уже что-то новое для школьников.
Как вы думаете, со временем новые украинские мифы заменят советские мифы о войне?
- Обратите внимание, что советским мифам посвящено отдельное издание. Целых пятьдесят мифов, как они пишут, "развенчивают". Удивительно, как современные мифоборцы похожи на своих предшественников. Это типичный советский термин из советской пропаганды — "разоблачать и развенчивать". Они разоблачают и развенчивают, но вместо них создают другие мифы. При этом идут по этническому признаку: этнические украинцы — в армиях стран Коалиции, этнические украинцы — в Вермахте, этнические украинцы — в партизанском движении, и, понятно, в ОУН-УПА. Все это довольно скучно.То есть, без огонька, и до советской пропаганды не дотягивают?
— Конечно, не дотягивают. У них просто нет такого ресурса. В принципе, они паттерны советской пропаганды повторяют, а точнее любой пропаганды – советской, американской, немецкой, японской, китайской – она всюду одинакова.
В Институте национальной памяти открыто заявляют, что они создают украинские мифы, и война для них еще не кончилась. И, если сейчас пулями советско-российских мифов сейчас стреляет Россия, то они вынуждены отливать украинские пули.
— Насколько я понял из материалов, о которых мы говорим, для сотрудников УИНП миф – это ложь или ложное знание. И эту ложь нужно опровергнуть. Чему, собственно, посвящена серия о "пятидесяти мифах", выполненная в стиле школьной стенгазеты советских времен. Я предлагаю посмотреть на миф по-другому – миф как политически обоснованная версия прошлого. В этом случае миф играет важную роль в формировании гражданской идентичности. В России эта война — Великая Отечественная, и Советской Союз – освободитель Европы – это важный российский исторический миф, едва ли не центральный для российской идентичности. Для всей Восточной Европы, что бы мы не понимали под этим термином, от Балтии до Адриатики — это Вторая мировая и Советский Союз – оккупант и тоталитарный монстр, а Россия – его наследница и продолжательница. То есть, для россиян "Красная Армия – освободительница!", для Восточной Европы — "Красная Армия — освободительница????". В нашем случае советский миф вытесняется своей версией восточноевропейского. Интересно и то, что УИНП пытается вмонтировать элементы советского мифа "Великая Отечественная" в миф "украинская Вторая мировая".
К чему приведет пропаганда и переписывание истории?
- Пропаганда в целом и контр-пропаганда – это часть информационной войны. К чему ведет война – известно. Кто-то должен победить, кто-то проиграть. У меня есть простой вопрос: для кого эти материалы, частично действительно выполняющие просветительскую, а больше – пропагандистскую функцию? Если речь идет об информационной войне с Россией – за умы и чувства украинцев на востоке, то такая выставка, даже в Интернете, это комариный писк во время бури. Можете повесить эти плакаты и брошюры во всех подъездах, но если в квартирах этих подъездов люди будут жить а-ля болливудскими сериалами о фантастических подвигах людей в фуражках с синим верхом, или новостями от НТВ сразу печатайте эти материалы на туалетной бумаге. Если предметом заботы являются граждане "материковой" Украины – им нужна не пропаганда, им нужно помогать учиться критически мыслить (тут речь идет больше о школе) и говорить все – ничего не утаивая – если речь идет о взрослых гражданах. Ведь если чего-то недоговаривать, что-то скрывать, то это говорит о том, что вы не верите тем, к кому обращаетесь. А то, что вы не договариваете — за вас это договорят другие – в весьма невыгодном для вас ключе.Если исходить из целеполагания в рамках информационной войны и противостояния России – данная выставка свидетельствует об ограниченности материальных, организационных и интеллектуальных ресурсов ее авторов и промоутеров, но о наличии у них просветительского энтузиазма и политического руководства. О выставке поговорят, с десяток людей поругается в Facebook и других соцсетях. О ней скоро забудут, она будет представлять интерес или для довольно узкого круга лиц, профессионально занимающихся историей и исторической политикой, или для нескольких сотен энтузиастов – любителей истории. Если ее материалы действительно внедрят в школы, тут возможно более серьезное воздействие, но тут все зависит от учителя. Пожелаем ему (в большинстве случаев, ей) успехов в развитии критического мышления молодых украинских граждан.