наверх
19.04.202404:27
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

ВОВ против ВМВ. Жизнь на задворках истории и в потемках памяти

1648191
5 мая прошла пресс-конференция руководства Института национальной памяти, на которой представили новый сайт, посвященный истории Второй Мировой Войны, и книгу на ту же тему. Также Вятрович поделился информацией об успехах декоммунизации.

Василий Стоякин, обозреватель

УИНП и история

Хотя формально украинский Институт национальной памяти (УИНП) и считается научно-исследовательской организацией, в действительности к научным исследованиям вообще и истории в частности он прямого отношения не имеет.

Создавался он в 2006 году как центральный орган исполнительной власти, имевший до 2008 года специальный статус. Основные задачи: "воссоздание справедливой истории украинской нации" и "формирование и реализация государственной политики в этом направлении" (в т. ч. работа "по формированию патриотизма граждан Украины").

Читайте также: Foreign Policy: националисты-герои. Новая история Украины по Вятровичу

По сути УИНП был и остается чем-то средним между отделом агитации и пропаганды ЦК КПСС, Академией общественных наук и Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Т. е. – чисто тоталитарное учреждение. Хорошо еще, что, в отличие от Польши, на наш ИНП не возложены функции политической полиции…

Чтобы понять, до какой степени УИНП не является научной организацией достаточно посмотреть на обоснование переноса празднования Дня Победы на 8 мая.

Во-первых, в УИНП отрицают термин "Великая Отечественная Война" (ВОВ) как чрезмерно идеологизированный (что, в общем, правда) и не подходящий для Украины, поскольку украинцы сражались во Второй Мировой Войне (ВМВ) в составе разных армий.

Последнее утверждение верно, но тут вопрос выбора – с кем именно намерены ассоциировать себя украинцы. Выбор Вятровича тут однозначный. Он уверяет, что "память о так называемой "великой войне" в течение длительного времени использовалась СССР и современной Россией, чтобы удерживать в поле своего влияния другие бывшие союзные республики". В этом контексте лозунг "геть від Москви" тождественен лозунгу "прочь от Антигитлеровской коалиции". И совершенно естественным выглядит отказ от Дня Победы в пользу Дня памяти и примирения в честь жертв войны. Жертвой №1 при таком подходе является Адольф Гитлер. Прямо его не называют, потому что быть откровенными гитлеровцами после 1945 года неприлично.

Во-вторых, в УИНП считают неправильными также термины вроде "советско-нацистская война", поскольку они чрезмерно сужают и театр боевых действий и размах деятельности коалиций (действительно – нельзя преуменьшать вклад в общую победу Бразилии, бывшую одним из основных источников каучука для всех воюющих сторон).

Сам Вятрович, правда, выделяет несколько локальных войн на территории Украины и уверяет, что война вообще началась с марта, когда венгерские войска оккупировали, выражаясь современным языком, "так называемую самопровозглашенную террористическую организацию Карпатская Украина", а закончилась в 1960 – окончательным разгромом УПА.

Между тем, по традиционной хронологии, ВМВ началась 1 сентября – с немецко-польской войны, к которой 3 сентября присоединились Франция и Великобритания, что придало ей всемирный статус (ибо над Британской Империей никогда не заходило солнце). По модернистским концепциям началом ВМВ можно считать итало-абиссинскую войну (Муссолини начал вторжение с одобрения и при поддержке Великобритании). Украина, как видно, тут совсем ни при чем.

От себя отмечу, что выделение именно "советско-нацистской" войны было оправдано просто тем, что размах боевых действий на советско-германском фронте был значительно большим, чем на всех остальных ТВД вместе взятых, а итог войны в Европы был решен именно взятием Берлина. Любопытно, что рассказывая об особой роли Украины в Войне, активисты УНП это обстоятельство почему-то упускают из внимания.

В-третьих, исходя из всего этого, они утверждают, что датой окончания Второй Мировой Войны является 8 мая, которое и отменяется в США и Европе.

Между тем не надо быть большим специалистом, чтобы знать:

— Вторая Мировая Война окончилась подписанием Акта о капитуляции Японии 2 сентября 1945 года. Если бы активисты УНП были немножко поумнее, они бы вспомнили, что капитуляция подписана на борту американского линкора "Миссури" (поклон хозяевам), а со стороны СССР акт подписывал генерал-лейтенант Кузьма Деревянко (как принято подчеркивать среди активистов – "этнический украинец", родившейся в Уманском районе Черкасской области).

— доступная даже для понимания активистов "Википедия" подчеркивает, что Акт о безоговорочной капитуляции Германии был подписан "8 мая в 22 часа 43 минуты по центральноевропейскому времени (9 мая в 0 часов 43 минуты по московскому времени)". Поскольку Украина находилась в составе СССР, то отсчет по московскому времени выглядит естественным.

История, говорите? "Мифы – это оружие, которое использовали и используют для борьбы против украинства". Это Вятрович о своей "науке". Не историей он занимается, а созданием мифов. Чистой идеологией.

На фронтах идеологической войны

Сейчас главным занятием УИНП, как и следует из его предназначения, является противодействие "российской агрессии" в информационном поле. Однако, при ближайшем рассмотрении видно, что УИНП воюет с собственными фантазиями.

Например, Вятрович говорит: "Все мифы, слова и стереотипы являются кнопками, которые нажимает современная российская власть для того, чтобы мобилизовать людей на борьбу против Украины".

Одна из особенностей самовосприятия любых националистов – считать, что вся мировая политика и история крутится вокруг их объекта поклонения. Между тем достаточно просто глянуть на карту мира, чтобы понять – российский дискурс (даже пропагандистский) вертеться вокруг Украины не может. Он и не вертится.
Для России актуальны глобальные проекты – конкуренция с США, создание единого экономического пространства от французского Бреста до Владивостока, оформление БРИКС и т. п. Россия строит новый космодром, Крымский мост и ядерные реакторы 4-го поколения. Конечно, все эти проекты могут быть нереалистичными и даже показушными (хотя с космодрома "Восточный" стартовала первая ракета, Крымский мост виден на картах Google, а на Нововоронежской АЭС запущен реактор поколения 3+). Дело не в этом, а в том, что в хуторе у Вятровича всего этого даже представить себе не могут…

Он же: "В прошлом году мы все увидели, что миф об "отечественной войне", о "славных советских победах" стал не просто элементом пропаганды – он стал оружием в войне против Украины. Под лозунгами "борьбы с фашизмом" российская пропаганда мобилизовала к борьбе против Украины тех, кто до сего дня живет в плену советских стереотипов. Они гордо называют себя "ополченцами", а воинов украинской армии — "карателями", заимствуя понятия из словаря советской пропаганды. Их символом стала георгиевская лента, которая ассоциируется с советским культом войны".

Я, конечно, не психиатр, но этот текст – чистой воды шизофрения. Перечисляю элементы бреда в порядке поступления:

1. Бог с ней, с Великой Отечественной, но ведь сам Петр Порошенко называет "антитеррористическую операцию" "отечественной войной", и рассказывает о достойных удивления победах украинского оружия, самая убедительная из которых была одержана 2 мая в Одессе над безоружными людьми. Вот вам пример мифологии, которая действительно стала оружием против единства и целостности Украины. Вопрос о том, будет ли Вятрович бороться с такими мифами, лишен смысла. Он, напротив, сам принимает активное участие в формировании таких мифов.

2. Фашизма в Украине, конечно, нет. Зато есть, например, народный депутат Левченко, предложивший на государственном уровне отпраздновать 75-летие Акта восстановления украинского государства во Львове 30 июня 1941 года. Пункт 3 Акта гласит: "Вновь создающееся Украинское Государство будет тесно взаимодействовать с Национал-Социалистической Велико-Германией, которая под руководством своего Вождя Адольфа ГИТЛЕРА создает новый порядок в Европе и в мире и помогает украинскому народу освободиться из-под московской оккупации".

Но это – частный случай. И без этого хватает доказательств близкородственности украинского интегрального национализма и немецкого национал-социализма. Например, как известно, одной из первых инициатив УИНП было присвоение Роману Шухевичу звания "герой Украины". И что, остановил кого-то тот факт, что Шухевич был заместителем командира батальона "Нахтигаль", а потом 201 батальона охранной полиции? Кто-то выступил с инициативой лишения его этого звания в соответствии с законом о декоммунизации, которым запрещена также нацистская пропаганда? Нет? Какие претензии к "российской пропаганде"?

3. Если уж говорить о "российской пропаганде", то никакой последовательной линии в вопросе ВОВ у России нет. Дело в том, что при власти в России находятся либералы, которые идеологические вопросы или игнорируют, или выступают на стороне, которая должна быть очень симпатична Вятровичу. Огромными тиражами выходят книги Суворова (Резуна) и его последователей, вроде Бешанова, Солонина или Буровского. Появляется огромное количество штампованных фильмов, которых история войны подается через призму "НКВД – заградотряды – штрафбаты". В 90-х – начале 2000-х развивалась концепция, что День Победы нужен только ветеранам (и со временем отомрет), и надо примирять ветеранов Красной Армии с бойцами РОА и бригады Каминского, которые "тоже сражались за Россию". В общем, все, как у нас, с поправкой на разницу масштабов.

Ряд российских аналитиков считают, что поворот в пользу "традиционной" концепции ВОВ произошел благодаря тому, что у власти оказалась та группа элиты, которая была безразлична к идеологии, но очень не хотела выглядеть оккупационной властью. Поэтому в начале 2000-х государство в вопросы исторической памяти почти не вмешивалась, а когда общество после свободной научной дискуссии сделало свой выбор, присоединилось к большинству.

4. По мысли Вятровича флеш-игра "Каратель" (в которой предлагается изничтожать сепаратистов, ополченцев, олигархов и коррупционеров) и кафе "Каратель" – это результат "кремлевской пропаганды"? Ну пусть он зайдет в упомянутое кафе и расскажет это его создателям – волонтерам и карателям… И не обижается, если его засунут головой в унитаз.

5. Если уж говорить о "культе войны" и вообще милитаризации общества, то нужно не только никогда не бывать в России, но еще и не выходить из уютненького офиса в Киеве. Уровень милитаризации в Украине зашкаливает. В России же, где я прожил два года, причем – в разных городах, люди в камуфляже и с гранатами в кармане по улицам не ходят. Военнослужащие же бросаются в глаза именно потому, что на улицах их сравнительно много только рядом с военными учебными заведениями…

В общем, как даже с вопросами идеологии и пропаганды Вятрович не в ладах, на что я уже обращал внимание ранее.

Ну и для логичного окончания: "Если бы не было людей, которые до сего дня являются носителями (…) советских представлений о Второй Мировой Войне как Великой Отечественной, война на Востоке Украины была бы невозможной".

Легко предсказуемо, что идеолог Майдана Вятрович не может себе представить, что у людей в принципе может быть какое-то достоинство и они могут выступить в защиту своих прав. Не-не. Участвовать в войне могут только те, кто находится в плену "советских представлений". Вот, например, участники Евромайдана и герои АТО, которую Порошенко, как я уже упомянул, называет "отечественной войной".

Немного о подлинных проблемах

На самом деле в истории ВМВ вообще и ВОВ в частности действительно есть много проблем, которые остались с советского времени. Идеологизация исторической науки сослужила дурную службу и создала питательную среду для псевдоисториков вроде уже упомянутого Суворова.

Например, многие вопросы целенаправленно не исследовались, чтобы не ставить под вопрос концепцию "дружбы народов". Именно поэтому обходили не только неудачные факты (вроде того, что сожжением Хатыни и расстрелами в Бабьем Яру занимались вовсе не немцы, а украинская вспомогательная полиция), но и значительные эпизоды (геноцид поляков на Волыни и крымско-татарский террор в Крыму). Соответственно приходилось избегать и следующие из этих эпизодов события, вроде вывоза тех же самых крымских татар.

Только вот первым и главным условием разбора этих историографических "завалов" является деполитизация исторических исследований вообще и недопущение к ним ИНП в частности. Иначе получится как всегда.

Вот, например, "побратим" Вятровича Сергей Громенко пишет, что "за последние двадцать лет мы не смогли вплести историю крымских татар в общий украинский нарратив периода 1941-1944 годов". Между тем причины такого бессилия украинской исторической науки были чисто идеологическими – пока Крым был украинским, Киев нервно относился к автономистским поползновениям Меджлиса (мне пришлось слышать возмущенный монолог одного из лидеров этой организации по поводу Ющенко, который в 2005 году требовал отказа от Декларации о национальном суверенитете крымско-татарского народа). А вот когда Крым ушел в Россию, Киев, наконец, признал и Меджлис, и национальную автономию – территориальной целостности это уже никак не угрожает. Теперь можно и "вплетать" историю татарской вспомогательной полиции в историю украинских шуцманбатальонов.

Самой же серьезной проблемой для украинской истории является, на самом деле, столкновение двух вариантов национальной памяти. Той, в которой была Отечественная война, и той, в которой "Национал-Социалистическая Велико-Германия (…) помогает украинскому народу освободиться из-под московской оккупации".

Эта проблема, однако, решается самым примитивным из возможных путей – через унижение всего украинского народа в целом, причисления его к союзникам Германии. Конечно, это не делает Украину "нерукопожатой" (в конце концов, такая концепция реализована в Прибалтике, страны которой остаются пусть третьестепенным, но формально равноправными членами ЕС и НАТО), но раскалывает ее и лишает какой-то перспективы.

Впрочем, какие могут быть представления о будущем страны таких "знатоков" ее прошлого, как Вятрович? Скорее всего, как пустыни без единого памятника Ленину, без единого москаля и… без единого украинца. Потому что все они стали жертвами геноцида.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня