наверх
02.05.202421:29
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

"Автомайдан": скандальная история "рыцарей Майдана"

(обновлено: )134540
8 апреля на Банковой над горящими шинами полоскались флаги "Автомайдана". Организация заявила, что отношения к этому не имеет. Это не первый раз, когда ее имя использовалось посторонними. Но и "не посторонние" за 2 года ставили ее в двусмысленное положение.

Александр Белокобыльский, РИА Новости Украина

История моторизированного крыла Евромайдана, получившего название "Автомайдан", не завершилась с окончанием "Революции достоинства" – слишком удачный получился бренд. Спикеры организации по-прежнему востребованы, а активисты принимают участие в громких акциях. Например, они вместе с крымскими татарами и добробатами участвовали в грузовой блокаде Крыма.

Первые громкие акции

Датой создания Автомайдана считается 30 ноября 2013 года. После разгона милицией студенческого митинга на майдане Независимости начали стихийно формироваться группы водителей, которые поддерживали протест.

Началось с блокирования движения в центре Киева, с поддержки протестующих звуковыми сигналами. Затем стихийные группы постепенно становились все более организованными, появились координаторы. В числе лидеров были художник Сергей Поярков, бизнесмен Дмитрий Булатов, Сергей Коба

Смотрите также: "Автомайдан" и люди в камуфляже штурмуют Банковую

Автомайдановцы в дни противостояния в центре Киева выполняли волонтерскую работу. Подвозили необходимое в палаточный городок, помогали в передвижении по городу активистов. Впоследствии, когда столкновения приближались к апогею, организовали "летучие отряды" по поиску и обезвреживанию "титушек".

Это был огромный вклад в победу, но еще ценнее оказались громкие акции, в которых принимали участие огромные колонны автомобилей. Наверно, самая громкая из них – поездка к резиденции тогдашнего президента Виктора Януковича, к "Межигорью", ставшему символом коррупции.

В первую поездку 29 декабря собралась колонна из около 1000 автомобилей, велосипедистов, двигались люди даже пешим порядком. Потом было еще два таких автопробега – 12 и 14 января.

С такими поездками связан принятый в памятных "драконовских законах 16 января 2014" запрет на несанкционированное движение в колоннах. Напомним, власть тогда попыталась запретить ездить колоннами больше 4 машин без специального разрешения.

К Порошенко и Яценюку, как к Януковичу

Впоследствии этот запрет был отменен вместе с остальными "антидемократическими законами". И колонны автомайдановцев устремились уже к особнякам представителей новой власти.

Уже 10 октября 2014 года активисты Автомайдана были уже у ворот нынешнего президента Украины Петра Порошенко в селе Козин под Киевом, и даже жгли шины. Такие поездки были еще не раз.

Тогда же, в начале октября 2014-го, активисты опубликовали фото и видео имения тогдашнего генпрокурора Виталия Яремы, требуя его отставки. Поскольку при цене земли в $15 тысяч за сотку купить 100 соток и выстроить такой особняк с парком и личным озером прокурорский начальник, в прошлом милиционер и народный депутат, вряд ли мог на честно заработанные деньги.

Смотрите также: Появилось новое видео столкновений под АП в Киеве

Ярему президент уволил спустя 2 месяца, в декабре 2014-го.

Через год после первого автопробега "в гости к Януковичу", 28 декабря 2014 года полсотни активистов поехали пикетировать дом премьер-министра Арсения Яценюка. Ехали по знакомой дороге – особняк премьера находится в тех же Новых Петровцах, что и "Межигорье". Требовали ускорить реформы, клеили на заборе напоминания об обещаниях, которые Яценюк давал во время Евромайдана.

Новые громкие выступления Автомайдана у дома президента Порошенко осенью 2015-го связаны с требованием отставки генпрокурора Виктора Шокина.

Были акции под генпрокуроратурой с лозунгами "Шокин крышует коррупцию".

Выступали против Сергея Кивалова в Одессе, против Рината Ахметова, называя последнего "генеральным спонсором терроризма". Главу МВД Арсена Авакова обвиняли в политических репрессиях в отношении своих соратников-автомайдановцев и выходили на акции в футболках "#АваковУхуЕл".

Что характерно, к автомайдановцам никто из руководителей ни разу не выходил.

И вот теперь – под флагами Автомайдана шины жгут у Администрации президента. Правда, движение, оформившееся во Всеукраинское объединение "Автомайдан", отрицает свою причастность к этой последней акции.

Скандальные "бывшие"

Согласно заявлению ВО "Автомайдан", акцию устроил Сергей Коба, стоявший у истоков движения. Однако в ноябре 2014-го его выгнали из организации "за участие в проплаченных акциях".

Коба, которого уличили в связях с бывшими регионалами, пытался конвертировать свою известность политический капитал. Он участвовал в выборах в Верховную Раду, баллотировался на местных выборах в Вышгороде. Правда, безуспешно.

Читайте также: Активистка о протестах под АП: требуем порядка в прокуратурах

"Требования участников нам понятны, некоторые поддерживаем, но среди протестующих есть, к сожалению, сомнительные лица, псевдоавтомайдановцы, в искренность намерений которых мы не верим, за что они в том числе были исключены в прошлом из нашей организации", – заявил официальный "Автомайдан" по поводу акции под Администрацией президента.

Коба на сайте ВО "Автомайдан" находится в "черном списке" вместе с десятком других бывших автомайдановцев. Среди них, например, Дмитрий Булатов, который на волне постмайданной популярности стал министром молодежи и спорта.

Напомним, Булатов во время Майдана исчезал, высказывалось предположение, что его похитили, сам он рассказывал о пытках и "отрезанном ухе". Уши у него, как можно удостовериться, на месте, но та история сыграла роль в разогревании революционной ситуации. Впоследствии сообщалось, что на деле Булатов находился на даче миллионера Юрия Зозули (который ныне тоже в "черном списке" "Автомайдана").

Также в этом списке – некто Алексей Самохин, зарегистрировавший партию "Авто-майдан", принявшей участие в местных выборах-2015. В организации подчеркивали, что это авантюрист, использующий доброе имя в собственных целях.

Привязки к политикуму

Не было официальных заявлений руководства ВО "Автомайдан" об участии в продуктовой блокаде Крыма осенью 2015-го, однако представители региональных Автомайданов были на блокпостах. Встречались активисты из Киева, Харькова, Мариуполя, Одессы…

Тогда, напомним, претензий к правительству и руководству страны не звучало. Но требования – были: законодательно запретить движение грузового транспорта, начать энергоблокаду Крымского полуострова.

Читайте также: Коалиция БПП и НФ: инструкция по узурпации власти

Формально ВО "Автомайдан" – независимое объединение волонтеров. Однако привязки к политикуму у него все же есть.

Так, один из лидеров организации сегодня – Алексей Гриценко, сын "настоящего полковника", экс-министра обороны Анатолия Гриценко.

На некоторые размышления наводит и состав машин в колоннах нынешних автомайдановцев. Наряду с бюджетными Daewoo, китайско-запорожскими Forza, недорогими Renault на акциях можно увидеть авто совсем другого уровня. Встречаются и Porsche, Mini Cooper, "мерседесовский" Smart, Lexus, Dodge, Audi TT.

Не хочу сказать, что у владельцев таких авто не может быть чистых побуждений. Но часто происхождение денег на такие машины не настолько кристальное, чтобы упрекать чиновников и правоохранителей в коррупции.

Самое читаемое
    Темы дня