RSS

Украина - Таиланд: раз "Оплот", два "Оплот", ноль "Оплот"

(обновлено: )10108296
Несмотря на обещанный многократный рост производства украинских танков, новых "Оплотов" в 2015 году не выпущено ни одного.

 

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

Подведение итогов 2015 года начавшееся еще в декабре будет продолжаться еще несколько месяцев по мере поступления статистики и отчетов предприятий за IV квартал. Впрочем, некоторые результаты стали очевидны уже сейчас.

Начиная с 4 февраля прошлого года, когда генеральный директор Государственного Концерна "Укроборонпром" Роман Романов объявил, что "планируется увеличить производство украинских танков почти в 25 раз, в 2015 году будет выпущено 40 танков "Оплот", а еще год спустя его производство достигнет 120 штук", пресс-служба не поленилась подготовить красочную иллюстрацию такого виденья будущего украинского танкостроения.

 

График производства БМ "Оплот" по версии пресс-службы ГК "Укроборонпром". Февраль 2015 г.

 

Впечатляющие планы  были незамедлительно воплощены пресс-службой ГК "Укроборонпром" в картинке, которая получила широкое хождение на специализированных сайтах и в ходе рекламных компаний эффективности работы концерна, а также фигурировала в ряде презентаций о результатах его деятельности. Тем не менее, сразу появились первые сомнения в правильности представленных данных. Первая партия из пяти танков БМ "Оплот-Т" для Королевской Тайской армии была произведена во второй половине 2013 г., отправлена заказчику в декабре того же года и прибыла в порт Саттахип (Таиланд) уже 4 февраля 2014 г. Следовательно, за точку отсчета графика производства (а не поставок!) БМ "Оплот" должен быть взят 2013-ый, а не 2014-ый год, когда была произведена уже вторая партия также из пяти машин. Подтверждением этому служит фотография из Facebook и.о. генерального директора ГП "Завод им.

В.А.Малышева" Николая Белова, сделанная в  декабре 2014 г. на фоне вновь произведенных танков в камуфляже армии Таиланда.

И.о. генерального директора ГП "Завод им. В.А.Малышева" Николай Белов на фоне второй партии из пяти вновь произведенных БМ "Оплот-Т" для армии Таиланда. Декабрь 2014 г.

 

И.о. генерального директора ГП "Завод им. В.А.Малышева" Николай Белов на фоне второй партии из пяти вновь произведенных БМ "Оплот-Т" для армии Таиланда. Декабрь 2014 г.

 

Ирония судьбы заключалась в том, что хотя эти танки были собраны и отправлены заказчику в результате усилий вернувшегося в августе 2014 г. на должность руководителя ЗИМа Николая Белова, управляющая компания уволила его уже  через неделю после прибытия второй партии в Таиланд в июне 2015 г. "за срыв производственных планов".

По мере приближения конца 2015 г. должностные лица "Укроборонпрома" все реже стали ссылаться на злополучный график, а в сентябре первый заместитель гендиректора госконцерна Сергей Пинькас так прокомментировал оптимистичный план производства 40 танков в год: "Не скажу, что с производством "Оплотов" все безоблачно и несложно. Все очень непросто. С другой стороны, год назад их не производили вообще. Сегодня мы уже имеем какую-то серию. Я не думаю, что будет совсем корректно озвучивать цифру, потому что "Оплоты" есть и в оборонном заказе, и в ряде экспортных контрактов. На сегодняшний день граничная точка по контракту с Таиландом на поставку пяти единиц нами выполнена. Следующая точка — 31 декабря. Одним словом, темпы, может, и не такие, как хотелось бы, но давайте доживем до конца года, и мы дадим официальную информацию".

Но вот наступил и декабрь, и появившееся 2-го числа сообщение заставило по-иному взглянуть на график. В ходе предновогоднего пресс-тура главный инженер харьковского "Завода им. В.А. Малышева", Александр Шейко, одновременно исполнявший обязанности генерального директора предприятия, отвечая на вопрос о перспективах работы с Таиландом, сообщил, что "Все экспортные контракты согласовываются с Министерством обороны Украины. Только с разрешения начальника Генерального штаба Украины такие отправки возможны. Назвать точную дату я не могу. Ориентировочные сроки, если будет согласование Министерства обороны, — в декабре. Количество техники, которая будет поставлена в ближайшую партию по "тайскому контракту", является закрытой информацией".

 

Главный инженер - и. о. генерального директора "Завода им. В.А. Малышева" Александр Шейко отвечает на вопросы журналистов о судьбе тайского контракта на поставку БМ "Оплот-Т". 2 декабря 2015 г.

 

При этом главный инженер завода отметил, что "задача на следующий год — полностью закрыть тайский контракт", что предполагает выпуск не менее 39 машин. Как это удастся осуществить с учетом того, что Минобороны на 2016 год также заказало производство почти двух десятков танков "Оплот", понять уже совершенно невозможно.

Последняя поступившая информация позволила внимательным критикам деятельности "Укроборонпрома" и любителям украинских танков с большой долей сарказма трансформировать исходный производственный график реальных достижений "Укроборонпрома", приняв в качестве второй точки на нем именно вторую партию из пяти БМ "Оплот-Т", полученных королевской армией 31 мая 2015 г., а в качестве третьей – туманные обещания Шейко.

 

Оценка графика производства БМ "Оплот" по версии социальных сетей. 4 декабря 2015 г.

 

К сожалению, даже подобная нелицеприятная оценка оказалась чрезмерно оптимистичной. По информации работников завода "на сегодняшний день (4 декабря) единственный собранный "Оплот" из очередной партии, пока не прошел военную приемку, поэтому не может считаться произведенным. Так что не будет никакой партии "Оплотов" в марте или начале апреля". Спустя еще три недели это было подтверждено соответствующей фотографией, на которой действительно был запечатлен всего один БМ "Оплот" во время транспортировки "после проведения испытаний на завод для отмывки и проверки после обкатки на полигоне в Башкировке".

 

БМ "Оплот" во время транспортировки на завод после проведения испытаний. 28 декабря 2015 г.

 

С учетом этой информации, наиболее реалистичный график производства БМ "Оплот" на сегодняшний день имеет нижеприведенный вид.

 

Реальный график производства БМ "Оплот" по состоянию на 2 января 2016 г.

 

Остается лишь напомнить, что согласованный в сентябре 2011 г. график отгрузки БМ "Оплот-Т" по контракту на общую сумму в 240 млн. долл. был следующим: декабрь 2012 г. — 5 машин, август 2013 г. – 15 машин, декабрь 2013 г. – 15 машин, август 2014 г. – 14 машин. По факту общее количество выпущенных и поставленных танков БМ "Оплот-Т" за 2013-2015 гг. достигло всего десяти, а не 45-50 штук, как предполагали руководители "Укроборонпрома" и ЗИМа. Едва ли существенно повлияет на ситуацию то, что в начале ноября 2015 г. новым (седьмым за два года) исполняющим обязанности директора ГП "Завод имени В. А. Малышева" назначен Александр Хлань – брат одного из народных депутатов Украины. Его предшественник, до этого работавший генеральным директором Херсонского автозавода "Анто-Рус" и "Харьковского бронетанкового завода", Виктор Козонак, возглавлявший предприятие с конца июля по сведениям заводчан "уехал от СБУ за границу". 28 декабря заслушаны очередные кандидаты на должность руководителя завода, объявленного банкротом с совокупной кредиторской задолженностью в 578,2 млн. грн. еще в октябре 2012 г.

Впрочем, через месяц и это забудется: ведь в стране и "Укроборонпроме" столько побед, что все и не упомнишь…

 

Самое читаемое
  • Читаемое
  • За сутки
Темы дня
Екатерина Одарченко
Кривое Озеро: полицейские-убийцы
Атака на Россотрудничество и драка возле "Карателя" в Киеве
25 лет Независимости. Праздничное похмелье
Разрушительное землетрясение в Италии