наверх
17.04.202402:40
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Рекордный бюджет Минобороны 2015: военная необходимость или рубка бабла?

Экономика кризисного времени: 2015-2016 (619)

(обновлено: )182661
Новогодние "подарки" от Кабинета Министров Украины вызваны не военной необходимостью, а банальной тратой военного бюджета в обход "президентского" "Укроборонпрома".

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

В те дни, когда внимание всей Украины было приковано к событиям, разворачивающимся вокруг принятия нового государственного бюджета на 2016 год, Кабинет министров сумел совершенно незаметно увеличить дефицит предыдущего бюджета. Разумеется, исключительно на благие цели, то есть на войну. 

Еще 11 декабря премьер-министр Арсений Яценюк так докладывал о финансировании обороны: "Почти 100 млрд. грн. профинансировано правительством Украины на обеспечение сектора безопасности и обороны. Повышены заработные платы, повышенные социальные стандарты, приобретена новая техника. В текущем году беспрецедентная сумма финансирования национальной безопасности и обороны — 5 % валового внутреннего продукта страны". Не менее грандиозными представлялись с точки зрения премьера и грядущие перспективы: "И в следующем году общий объем финансирования в соответствии с проектом государственного бюджета, который мы внесли, за счет специального фонда и за счет государственных гарантий будет составлять 113 млрд. грн.".

Несмотря на это, правительство не стало ждать столь скорого, но светлого будущего, и 25 декабря приняло три постановления, позволяющих успеть привлечь под государственную гарантию еще почти 2,4 млрд. грн. кредитных средств

— постановление Кабинета Министров Украины № 1082 о предоставлении Государственной акционерной холдинговой компании "Артем" с целью выполнения Программы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 22 июля 2015 № 527-14, в части изготовления комбинированного устройства выброса ложных целей "Адрос" КУВ 26-50 и его модификаций, а также 125-миллиметрового выстрела с управляемой ракетой (изделие 621), государственной гарантии на сумму 0,15 млрд. грн.

— постановление Кабинета Министров Украины № 1083 от 25 декабря 2015 г. о предоставлении государственному предприятию "Завод им. В.А. Малышева" в целях выполнения Программы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 22 Июль 2015 № 527-14, в части изготовления танков БМ "Оплот", государственной гарантии на сумму 1,083 млрд. грн.

— постановление Кабинета Министров Украины № 1084 о предоставлении государственному предприятию "Антонов" с целью выполнения Программы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 22 июля 2015 № 527-14, в части изготовления самолетов Ан-148-ЕА, государственной гарантии на сумму 1,148 млрд. грн

Осуществление контроля за выполнением, целевым использованием заимствования и финансовым состоянием предприятий, взявших кредиты, возложено на министерство обороны Украины.

Сумма предновогоднего заимствования составляет не много, ни мало, а почти половину уже потраченных военным ведомством в 2015 г. Так, 22 декабря, представителем МО было объявлено о том, что министерством заключено 105 контрактов и дополнительных соглашений с государственными предприятиями на закупки вооружения и военной техники для украинской армии на общую сумму около 5 млрд. грн. Таким образом, получается, что даже рекордного, по оценке Яценюка, военного бюджета этого года не хватило на закупку необходимых вооружений!

Насколько же необходимы для украинской армии перечисленные в постановлениях образцы? 

Устройства выброса ложных целей КУВ 26-50 разработаны частной киевской компанией "Адрос", и могут способствовать повышению защиты летательных аппаратов от поражения управляемым ракетным оружием с инфракрасными головками самонаведения, однако упрямая статистика боевых действий на востоке Украины свидетельствует о том, что значительная часть из 30 самолетов и вертолетов, потерянных Воздушными Силами Украины, была сбита, несмотря на имевшиеся аналогичные блоки.

Кроме того, генеральный директор "Укроборонпрома" Роман Романов в одном из своих выступлений упоминал о том, что применение авиации полностью ограничено Минскими соглашениями.  

125-мм выстрел с управляемой ракетой (изделие 621), более известен как ТУР "Комбат" и предназначен для 125-мм гладкоствольной танковой пушки, разработанный ГП "ГосККБ "Луч". Только в этом году и военные, и "Укроборонпром" наконец-то с гордостью отчитались о начале серийных поставок противотанковых управляемых ракет "Стугна-П", созданной тем же КБ на базе одноименной танковой управляемой ракеты калибра 100 мм. Насколько целесообразно фактически дублировать заказ реверсивного образца, объяснить могут лишь специалисты Кабмина и заинтересованные в получении бюджетных средств лица. К тому же нынешние объемы производства "Стугны-П" — 30 комплексов и менее 300 ракет за весь 2015 г. также не удовлетворяют военных. 

Не легче удается объяснить и необходимость заказа около двух рот (18 машин) основных боевых танков БМ "Оплот", тем более, что в течение всего года и военные, и гражданские руководители украинского ОПК в один голос утверждали о целесообразности экспорта данного изделия, цена которого составляет 4,9 млн. долл. за единицу, и "за полученные деньги отремонтировать и модернизировать несколько десятков Т-64 до уровня "Булат". Очевидно, что перед новогодними праздниками концепция резко изменилась, и военные, объявив, что "Булат" им перестал подходить, срочно (вместе с "Укроборонпромом", ЗИМом и кабмином) захотели получить "Оплоты".

При этом проблемы с перевооружением на новый тип ОБТ остаются прежними: необходимость переучивания личного состава на новую матчасть, организация ее эксплуатации и банальный выпуск. Обещанных в этом году 40 "Оплотов" не дождался даже единственный иностранный заказчик – Таиланд, который заключил контракт на сумму 240 млн. долл. в далеком теперь 2011 г.! Кстати, под елочку ему в очередной раз пообещали третью партию из пяти машин, если, конечно их отправку разрешит … министерство обороны Украины, которому эта техника вдруг понадобилась самому. Срыв контракта становится в этой ситуации уже совершенно неизбежным. Ну, и ожидать коренного перелома в войне в результате введения в бой сырой и неосвоенной техники в количестве нескольких единиц также не приходится, что окончательно делает такую закупку, да еще и на кредитные деньги, мало понятной с точки зрения даже военной необходимости.

Аналогичная картина наблюдается и в случае с заказом двух новых самолетов Ан-148-ЕА в трехсалонном исполнении в интересах Вооруженных сил Украины. Разумеется, салоны для перевозки первых лиц крайне необходимы в условиях "непрекращающейся агрессии"! Это при том, что только министерство обороны располагает на сегодняшний день тремя самолетами для VIP-персон: один Ту-134 и два Ан-24. Не отстают и  другие силовые ведомства: и МВД, и Погранслужба имеют Ан-72 для перевозки руководства, не считая многочисленных вертолетов, дальность которых достаточна для подобных операций внутри Украины.

Презентация "Укроборонпрома" 2015: Результаты

Вполне очевидно, таким образом, что во всех трех случаях закупки не вызваны военной необходимостью, а, скорее, предполагают освоение финансовых средств чиновниками кабинета министров, минуя полностью контролируемый президентом "Укроборонпром", который в качестве приоритетов на 2016 г. задекларировал необходимость инвестиций в стратегические программы, которые почему-то полностью дублируют правительственные инициативы: освоение производства бронетанковой техники, создание боеприпасного производства, и разработку и изготовление самолета Ан-148 в штабном, санитарном и патрульном вариантах.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня