наверх
26.04.202415:19
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

На троечку. Верховная Рада в 2015-м - год тупой бездеятельности

Итоги 2015 года (73)

(обновлено: )59350
Парламент "бездельников и тунеядцев", - только так и никак иначе называли главный законодательный орган страны в 2015-м году. И с этой, достаточно жесткой характеристикой от простого народа трудно не согласиться.

Антон Степанов, РИА Новости Украина

Верховная Рада восьмого созыва, представленная украинскому обществу чуть более года назад, имела все шансы, чтобы стать лучшей в новейшей истории. При подавляющем большинстве представителей, победившей на Майдане идеологии, парламент, по идее, должен был стать образцом продуктивности. Но как это часто случается, чрезмерные ожидания стали больше помехой, чем подспорьем для продуктивной деятельности. Общность и единство в коалиции оказались чересчур наигранными, а поиск точек соприкосновения — невыполнимым.

Тем не менее, вряд ли стоит связывать недееспособность депутатов исключительно с неумением работать. Там где это было нужно, народные избранники показывали чудеса эквилибристики и, наоборот — в случаях, когда принятие законов являлось невыгодным с легкостью "прокатывали" те или иные важные инициативы.

Каста неприкасаемых

Одним из первых камней преткновения в 2015-м стало принятие решения об отмене неприкосновенности нардепов и судей. С большими прениями обсуждая выполнение обещания, данного людям на сцене Майдана, депутаты с горем пополам еще в феврале отправили закон на рассмотрение Конституционного суда. Впрочем, после того как судебный орган, не увидев в отмене неприкосновенности ничего плохого, известил об этом Раду, депутаты сделали вид, что вообще забыли об утверждении этой нормы. Сделав вид, что в стране есть вещи и поважнее, парламентарии так и не решились довести процесс до логичного завершения. Будет ли подниматься этот вопрос в новом году пока неизвестно, но то, что сага об отмене неприкосновенности станет одной из самых длинных —факт.

Комментарий Андрея Золотарева: "Отмена неприкосновенности еще с начала "нулевых" годов является любимой игрушкой политиков. Но как только кандидаты становятся депутатами, обо всем этом благополучно забывается. Каждому хочется быть над законом, иметь иммунитет и не нести ответственности. Ничего не изменилось и для Рады восьмого созыва. Депутатской неприкосновенностью в 2016-м году могут пожертвовать только в случае каких-то непредвиденных обстоятельств. При спокойной обстановке в стране это маловероятно".

Провал Конституции

Не менее напряженные баталии в здании под куполом вызвал и вопрос принятия изменений в Конституцию Украины по части децентрализации. Четко прописанная в Минских соглашениях и утвержденная президентами четырех стран гораздо большая автономия для регионов стала для Рады словно ладан для черта. Услышав режущую ухо формулировку об "особом статусе" Донбасса часть депутатов отказалась принимать данную норму. Результатом грандиозного скандала стало принятие изменений в Конституцию в первом чтении и смерть четырех бойцов Нацгвардии, пострадавших под Радой от яростных противников каких-либо перемен. Но, несмотря на то, что у ВР было целых три месяца для того, чтобы числом в 300 голосов закрыть скандальный вопрос, принятие закона перенеслось на 2016-й год.

Читайте также: Вспомнить все: как Украина прожила 2015 год

Комментарий Золотарева: "Президент, конечно, рассчитывает на то, что триста голосов найдется, и эта скандальная норма в итоге будет принята. В целом, вопрос имплементации Минских соглашений — это политическая бомба, которая может привести к очень острому кризису внутри страны. Для многих эти договоренности — "зрада" национальных интересов. Сейчас очевидно, что трехсот голосов для принятия изменений попросту нет, как их собирать — сложный вопрос. Гройсман пообещал принять эту норму до февраля, но, поверьте, это будет куда сложнее, чем набрать голоса за госбюджет".

Амнистия и выборы на Донбассе

"Забыли" депутаты и о других пунктах Минских соглашений, призванных урегулировать непростую ситуацию на Донбассе. В новый 2016-й год перенесены такие вещи как Закон об амнистии участников боевых действий на востоке Украины, а также Закон о выборах на неподконтрольных территориях. Хотя, в то, что вышеперечисленное вообще появится в повестке дня, верится с большим трудом. В приватных беседах депутаты признаются, что хоть и понимают важность выполнения Минских договоренностей, на такие непопулярные в обществе шаги никогда не решатся.

Комментарий Золотарева: "Амнистия и выборы на Донбассе — часть Минских соглашений, к этому Раду будут подталкивать. Но чем сильнее и настойчивее будет проходить этот процесс, тем больше это будет накалять обстановку внутри страны".

Новый закон о люстрации

Заминка в Раде вышла и по части нового закона о люстрации, который был призван заменить старый, принятый впопыхах и явно в духе революционной необходимости. Несмотря на то, что Венецианская комиссия, внимательно изучив документ, рекомендовала украинскому парламенту не горячиться и отменить люстрацию судей и кандидатов на выборные должности, ВР явно не спешит с этим вопросом.

Комментарий Золотарева: "Принятый изначально закон о люстрации был крайне некачественным в правовом аспекте". В нем было слишком много огрехов и вещей, которые мало согласуются с задекларированным ранее курсом на евроинтеграцию. Но признаться в этом — расписаться в том, что разговоры о люстрации были предвыборным ходом. Депутаты не спешат признавать себя некомпетентными авантюристами".

Судебная реформа

Вопреки обещаниям буксует и обещанная новой властью судебная реформа, которая предполагает тестирование судей, полный контроль их расходов на предмет соответствия доходов и создание Высшего совета правосудия. На отсутствие хоть каких-нибудь подвижек в этом направлении сетует даже премьер-министр Арсений Яценюк, который, как правило, старается не заострять внимания на тех или иных недочетах: "Относительно судебной реформы, надо откровенно признать, что за два последних года в судебной системе не изменилось ничего".

По словам главы Кабмина, именно судебная реформа является национальным приоритетом следующего года.

Читайте также: Чего хотят граждане Украины "под елку"?

Комментарий Золотарева: "Судебная реформа — первое, с чего должна была начинать новая власть. Судебная ветвь — это позор страны, о чем говорить, если более 80% украинцев не доверяют судам. Когда в стране нет правосудия, рушится все остальное, вместо силы права начинает работать право силы. Нужно подойти к этому вопросу, максимально взвешено, ведь если делать реформу на подобие полицейской результаты будут плачевными".

Вопреки регламенту

Впрочем, как бы Арсений Петрович не расставлял приоритеты на будущий год, к нему самому имеются огромные вопросы. Так, среди недочетов в работе Верховной Рады в 2015-м году можно назвать отказ от принятия решений по ответственности правительства. Не сумев заставить Яценюка отчитаться о своей деятельности на посту главы Кабмина, депутаты, сами того не ведая, нарушили регламент ВР. Это же, к слову, касается и вопроса об увольнении написавших заявления главы Минздрава Квиташвили, глав Министерства инфраструктуры Пивоварского и Министерства информполитики Стеця.

Комментарий Золотарева: "Отчет правительства привел бы к обратным политическим результатам, крайне негативным для премьер-министра. Ведь что Яценюк ни говорил, не существует ни одного показателя, который свидетельствовал об успешности его работы".

Что не приняла Верховная Рада за год. Инфографика
Самое читаемое
    Темы дня