Василиса Прыткова, РИА Новости Украина
Госстат Украины сообщил, что за семь месяцев 2015 года оборот розничной торговли снизился на 23,6%, реальная зарплата за это время снизилась на 23,7%, а реальные доходы населения только в первом квартале сократились на 23,5%. Плюс к снижению доходов среди трудоспособных граждан растет безработица.
Если доходы снижаются, то расходы тоже приходится пересматривать. Помимо покупок дорогих товаров длительного использования, отдыха, одежды и обуви украинцам пришлось серьезно пересмотреть свои ежедневные траты на еду.
Тихие супермаркеты
Два года назад потребительская "жизнь" била ключом в различных торгово-развлекательных центрах и прочих шопинг-моллах в Киеве и его окрестностях. При каждом ТРЦ, как правило, был и супермаркет, где тоже было тесно от покупателей. Скидки, "товары недели" и прочие ухищрения маркетологов манили граждан разных возрастов.
При этом, только самые рачительные хозяева и хозяйки не ленились сравнивать цены в магазинах торговых сетей — конкурентов. Результаты иногда были парадоксальные: цена на один и тот же товар или продукцию определенной марки различалась порой до 50%. Проникнуть в логику ценообразования в различных сетях так и не удалось. Зато стало ясно, что, например, в магазинах сети "А" всегда самые низкие цены на овощи-фрукты, в сети "Б" интересные ценовые предложения на каждую неделю, а в сети "С" цены на все бездумно выше, чем в магазине за углом.
Сейчас ценовым анализом граждане занимаются все больше. Например, на одной конечной станции метрополитена есть супермаркет с иностранной "пропиской". Цены на большинство товаров там выше чем в украинских сетях, и даже на сезонные овощи-фрукты. Народу в зале немного, и все в основному сгрудились у полки с уцененными товарами. Никто не спешит брать картошку скучного вида по цене, как за "красивую" на рынке. Помидоры, хоть и сентябрь имеют весьма бледный вид, а остальные корнеплоды явно пролежали в зале с зимы. Цены на лук, зелень, салат тоже напоминают свирепость февральского мороза, а не урожайного сентября. В бакалейном отделе молодой парень уговаривает своего спутника купить сахар, отвезти его жене домой и ехать дальше по делам. Но другой упорствует: в пятнадцати минутах ходьбы килограмм дешевле на гривну, а если брать пять, то сразу экономиться стоимость проезда на маршрутке.
В другом сетевом магазине в овощном "отсеке" небывалое столпотворение. Видны домохозяйки, которые приобретают огурцы-помидоры-баклажаны для консервации. И овощи, и цены на них выглядят привлекательнее, и покупатели спешат их купить.
Гораздо меньший интерес проявляют покупатели к отделу со свежим мясом и полуфабрикатами. Здесь основным спросом пользуется курятина, гораздо реже — свинина. Говядины совсем мало и это понятно — по цене под 100 гривен за килограмм желающих найдется немного.
День рыночной жизни
Если ни цены, ни качество в магазинах ритейлеров не привлекает, можно перекочевать на рынки. Там возле официальных ларьков всегда разворачивается "блошиный" рынок, и цены могут различаться существенно.
Спальный район, транспортная развязка, коммунальный рынок, а через дорогу — вдоль улицы — его стихийное продолжение. Цены на товары ниже, чем базарные, овощи и зелень — лучше чем в супермаркетах. Сюда стекаются покупатели с доходами, которые согласно Госстату сократились почти на четверть, а в реальности их стало меньше наполовину. Среди желающих купить что-нибудь из "села" — и пенсионеры, и люди среднего возраста, и молодые.
Большинство стихийных рынков, как барометр, точно измеряют состояние кошелька своих покупателей из окрестных домов. Борщаговка, Виноградарь, Нивки, Святошин — здесь народ живет, в основном, небогатый. Поэтому, цены одни из самых низких в Киеве. На Владимирском рынке, не говоря уже о Бессарабке, за картошку, молоко или мясо с покупателя запросят, может, в разы дороже. На Дарнице и Позняках цены разнятся как в соседних городах, потому что разные доходы в этих соседних спальных районах. Где-то деньги считают еще не достаточно тщательно, а где-то в с чет идет каждая копейка.
Многие опять стали ходить в магазин как на экскурсию, и искать, где бы купить подешевле макароны и крупы. О мясе и мясопродуктах все стараются забыть. Окорока и дорогие колбасы лежат забытые в своих отделах, а рядом — пустые лотки с остатками куриных лап и окорочков.
Читайте также: Налог на роскошь: с владельцев подержанных иномарок будут взимать $1 тыс в год
Как оказалось, низкие цены или видимое понижение цены — это не благотворительность, а банальное отсутствие платежеспособных покупателей. Можно устанавливать какие угодно цены, но если мало кто будет покупать любой товар, то ни наценки, ни другие ухищрения не помогут. И лучше не думать, что из ассортимента продуктового супермаркета можно будет без проблем продать уже через год.