наверх
26.04.202409:21
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Конституционная реформа. В какой стране мы будем жить?

Судебная и конституционная реформы в Украине (543)

(обновлено: )204011
Конституционные изменения в части децентрализации могут быть приняты парламентом уже на этой неделе. Однако о сути законопроекта по-прежнему спорят.

Андрей Лубенский, РИА Новости Украина

Украина на пороге децентрализации: парламент скоро возьмется за рассмотрение проекта изменений в Основной Закон. Во всяком случае, по словам лидера фракции "Блок Петра Порошенко" Юрия Луценко, "основным заданием для Верховной Рады на этой неделе должно стать принятие изменений в Конституцию по вопросам децентрализации".

Напомним, что недавно в телефонном разговоре с Петром Порошенко президент Франции Франсуа Олланд и канцлер Германии Ангела Меркель рекомендовали продолжить конституционную реформу для децентрализации власти в Украине — это важно с точки зрения выполнения Минских договоренностей. Но единодушия в депутатском корпусе пока нет, парламентарии продолжают взвешивать "плюсы" и "минусы"…

Префекты и воеводы

Проект изменений в Конституцию Украины в части децентрализации вызывает много вопросов у политиков и экспертов. Скептики сомневаются: действительно ли регионы получат больше свободы или же речь на самом деле идет об укреплении властной вертикали?

Депутат Верховной Рады Виктор Бондарь заявил на согласительном совете фракций, что такие изменения — "это узурпация власти префектами" (согласно проекту, префекты могут заменить нынешних глав облгосадминистраций).

С этим не согласился лидер фракции "Блок Петра Порошенко" Юрий Луценко. Он отметил, что префекты смогут лишь приостанавливать отдельные акты самоуправления и передавать их в суд — "и только суд будет принимать окончательное решение".

"Децентрализия без префектов — это федерализация. И этого мы не допустим никогда", — заявил лидер фракции. Он также сообщил, что фракция поддерживает принятие изменений к Конституции по вопросам неприкосновенности.

"Мы не можем терпеть далее ситуацию, когда есть каста неприкосновенных, которые находятся в центре любых скандалов. Одни выпускают преступников безосновательно в судах, другие создают мафиозные структуры, которые приводят к кровавым потрясениям в той или другой области", — сказал Луценко, добавив, что депутаты и судьи "должны стать равными перед законом".

А спикер Рады Владимир Гройсман напомнил, что "есть выводы Венецианской комиссии" и добавил, что полномочия передаются исполкомам на территории, но контроль осуществляет государство.

"Польский воевода имеет право останавливать акты, и ничего страшного тут нет, польский воевода имеет право обращаться в суд с этим, он выполняет функции представителя государства на территории", — привел пример спикер, добавив, что все-таки надо "еще раз подискутировать на эту тему, чтобы поставить все на свои места".

Скрытая территориальная реформа?

Виктор Бондарь также отметил, что есть серьезные вопросы относительно идущего в настоящее время процесса объединения территориальных общин. По его словам, иногда это происходит "насильственно", существует риск уничтожения малых населенных пунктов. К тому же, непонятно, как будет формироваться бюджет будущего года и как там будут учтены эти общины, что будет с финансированием, и т.д.

"Поэтому возникает вопрос к правительству: это просто экономия средств или это такая скрытая административно-территориальная реформа, или просто решили на селе сэкономить средства и поставить точку на маленьких селах, ликвидировать социальные учреждения, школы?", — сказал депутат, предложив заслушать правительство относительно его действий по объединению общин.

На это Гройсман ответил, что никакого насильственного объединения территориальных общин в стране нет — "потому что закон этого не позволяет".

А представитель президента в парламенте Степан Кубив отметил, что именно общины должны дать оценку тому, что "сегодня президентом сделана и направлена ключевая реформа (децентрализация — ред.) за годы деятельности нашего государства".

Кто читал Конституцию

Только каждый десятый гражданин Украины полностью знаком с текстом Конституции. Около половины (49%) опрошенных знакомы частично, а 40% с текстом Основного Закона не знакомы вовсе. Такая картина выяснилась в результате опроса, проведенного социологической службой Центра Разумкова 22-27 мая 2015 года.

Всего опрошено 2007 респондентов во всех регионах, кроме территорий, неподконтрольных Киеву, ошибка выборки не превышает 2,3%. Был также проведен (в июне 2015 года) экспертный опрос.

Социологи отмечают, что такая же ситуация со знакомством с текстом Конституции была и в ноябре 2014 года, так что — "за полгода кардинальных изменений в знакомстве общественности с текстом Конституции не произошло".

При этом меньше половины граждан знают о том, что в феврале 2014 года в Украине было возобновлено действие отдельных положений Конституции в редакции 2004 года. Знают об этом всего 9% респондентов, 41% — "что-то слышали". Совсем ничего не знают об этом 37% опрошенных, еще 14% не ответили.

За унитарную державу

Подавляющее большинство украинского экспертного сообщества (73%) считает, что наиболее приемлемым территориально-государственным устройством для Украины было бы сохранение унитарного государства с расширенными полномочиями территориальных общин.

В то же время, в обществе относительно большую поддержку (35% респондентов) имеет путь развития Украины как унитарного государства с расширенными полномочиями регионов.

За сохранение существующих полномочий регионов в рамках унитарного государства высказались 19% опрошенных, а 15% — за унитарное государство с расширением полномочий территориальных общин. За движение к федеративному государству — 8% граждан.

Возможно, именно на результаты этого опроса ссылался Порошенко, когда в очередной раз высказался против федерализации страны.

"Очень важно, что многочисленные социологические опросы поддерживают нашу идею о категорическом неприятии идеи федерализации. Вследствие этих конституционных изменений по децентрализации Украина остается унитарным государством", — сказал президент.

Отметим, что лишь 20% граждан считают, что изменения в Конституцию направлены на развитие местного самоуправления (а 18% уверены в том, что эти изменения нужны для усиления личной власти президента Украины).

Никто не хочет президентской республики

Интересно, что не все граждане Украины осведомлены относительно того, действующей модели государственного управления. Так, менее половины граждан (49%) знают, что живут в парламентско-президентской республике, а 20% считают, что действует президентско-парламентская модель (еще 25% ответили, что — не знают).

По результатам опроса Центра Разумкова, действующую парламентско-президентскую модель считают лучшей для Украины 37% респондентов, за президентско-парламентскую высказались 16%. Модель парламентской республики поддерживают 5% граждан, за президентскую республику — 4%, за диктатуру — 3% опрошенных.

Конституционная комиссия утвердила проект изменений в Основной закон в части децентрализации власти.

Позднее президент Украины Петр Порошенко внес в Верховную Раду изменения в Конституцию в части децентрализации власти. Он заявил, что рассчитывает на поддержку всех политических сил в парламенте. По словам президента, новая Конституция должна объединить украинское общество.

Самое читаемое
    Темы дня