наверх
02.05.202407:41
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Люстрация эффективна – замминистра юстиции

Новые чистки в рамках закона о люстрации (168)

(обновлено: )18510
На 16 апреля назначено начало рассмотрения Конституционным судом дела по конституционному представлению Верховного Суда и 47 народных депутатов относительно соответствия Конституции отдельных положений закона "Об очищении власти".

Накануне рассмотрения такого чувствительного для общества дела вокруг единственного органа конституционной юрисдикции искусственно создается ситуация напряжения и недоверия. Об этом идет речь в заявлении, опубликованном на сайте КСУ.

Читайте также: Конституционный суд и закон о люстрации – кто кого?

Как решение Конституционного суда может повлиять на процессы люстрации в стране, в эфире радиостанции Голос Столицы рассказала первый заместитель министра юстиции Украины Наталья Севостьянова.

Насколько эффективно сегодня проходит люстрация? Будут ли какие-то изменения в этом процессе?

− Действительно, вопросы борьбы с коррупцией и вопросы люстрации являются очень актуальными для общества. Мы помним, под каким давлением граждан принимался закон о люстрации в ВР и под каким давлением он после этого подписывался уже в АП. К счастью, на сегодняшний день мы уже видим результаты применения этого закона, хотя процесс борьбы с коррупцией комплексный и довольно длительный по времени. Действительно, в прошлом году было сделано очень много, был принят целый пакет антикоррупционных законов. Уже подходит к концу процесс избрания главы Антикоррупционного бюро, также скоро запустится конкурс по Национальному агентству по предотвращению коррупции, который тоже является одним из элементов этой комплексной реформы. Но пока по результатам мы видим, что правоохранительные органы показали нам несколько эффектных этапов борьбы с коррупцией…

Вы говорите о каких-то публичных задержаниях?

− Есть и публичные задержания, и другие действия. Но в результате мы не видим того, что мы побороли коррупцию, по крайней мере, ожидания граждан в этой сфере еще не удовлетворены. Если мы смотрим по показателям за прошлый год, то по международному индексу Corruption barometer показатель того, что украинцы верят в эффективную борьбу с коррупцией, составляет всего 4%. И мы надеемся, что в результате всех наших реформ мы достигнем уровня 50-70%.

Обозначены ли сроки этой борьбы?

− В большинстве стран цивилизованной Европы на сегодняшний день коррупция до конца не побеждена. И здесь нужно разделять макроуровень коррупции, которая существует на уровне высоких чиновников и миллиардов, и уровень бытовой коррупции, который заложен ментально у граждан и постепенно мы его наверняка сможем побороть, поколение за поколением.

Но для того чтобы побороть бытовую коррупцию, наверное, не нужен закон об очищении власти?

− Для этого действительно нужен не закон, а нужно построить нормативно и институционально правильную систему, чтобы большинство нормативных актов не ставили чиновника в те условия, где он может не устоять и начать брать взятки. Это уже наша работа, и мы этим занимаемся. А говоря о люстрации, одной из важных задач, которая стояла перед нынешней властью, было не допустить реванша тех лиц, которые в свое время занимались этой коррупцией, построили всю эту систему, когда все стекалось к одной семье и приближенным к ней лицам.

То есть шансы на реванш были возможны в законодательном поле?

− На сегодняшний день мы видим, насколько активизировались все эти силы. Даже те депутаты, которые обращались в КСУ с вопросами о люстрации, как раз и представляют бывшую политическую Партию регионов. Поэтому риск реванша есть, они пытаются окрепнуть, набрать силы. С нашей точки зрения, люстрация наверняка пока показала себя наиболее эффективно, какими бы жесткими эти меры кому-то ни казались. В законе были четко установлены грани, что определенная категория лиц больше не может принимать участия в управлении государством. И мы здесь говорим не о том, что ограничиваем для них доступ или каким-то образом ограничиваем их права. Государство нанимает чиновников, чтобы реализовывать свою функцию. Оно может устанавливать определенный ценз.

Не является ли вопрос автоматизма люстрации не слишком демократичным? Венецианская комиссия также указывала на то, что очищение власти в Украине не совсем соответствует европейским демократическим ценностям.

− Хочу подчеркнуть, что Венецианская комиссия еще не давала нам свое заключение по закону об очищении власти. Действительно, было промежуточное заключение, поскольку они тоже понимали, что ситуация в Украине очень специфичная и нельзя просто взять пример Чехии или Венгрии. Мы неоднократно встречались с ними, обсуждали специфику и масштабы той коррупции, которая была в нашем государстве, мы даже в Межигорье ездили с представителями Венецианской комиссии. И после этого, когда они уже пообщались с нашими представителями гражданского общества, с люстрационным гражданским комитетом, они совсем по-другому переосмыслили этот процесс. Мы подготовили для них правовую позицию, которую также направили и в КСУ, чтобы судьи ознакомились с тем, как мы работаем с Венецианской комиссией. И мы видим, что мнение у них уже меняется насчет этого процесса. Касательно требования Венецианской комиссии о том, чтобы люстрация была индивидуальна по отношению к судьям − на сегодняшний день мы соблюдаем этот критерий, поскольку там этот процесс происходит через Высший совет юстиции. И в принципе, на сегодняшний день в КСУ не стоит вопрос о том, что закон будет отменен или признан полностью неконституционным.

То есть по определенным моментам будут вопросы. Что это за моменты?

− КСУ будет рассматривать вопрос в рамках конституционных обращений, которые были направлены. В первую очередь, это три объединенных производства, одно из них было подписано 47 нардепами, также были направлены обращения Верховным судом. Первый вопрос будет стоять о том, что данный процесс является юридической ответственностью и она должна быть индивидуальной. Также будет стоять вопрос о том, наверняка, насколько это касается судей, поскольку когда Верховный суд направлял свое обращение, их больше всего интересовал процесс люстрации судей − возможен он или нет. Поэтому, в любом случае это заседание еще не даст нам ответа на то, какой будет позиция КСУ в этом процессе. В свою очередь Кабмин и Минюст не являются стороной в данном конституционном производстве, мы привлечены как участники.

Минюст запустил новые сервисы, которые упрощают жизнь украинцам. В частности, это касается упрощения процедуры получения справок о регистрации недвижимости. Расскажите подробнее об этих услугах.

− Действительно, за прошлый год, если граждане Украины получили около пяти миллионов услуг от регистрационной службы, то 1,5 миллиона из них − это были как раз разные справки и другие документы, которые нужно было получать…

Это 1,5 миллиона на сайте в электронном виде?

− Нет, тогда они получали их документально, а теперь это дешевле, около 70% от стоимости бумажной версии документа, и теперь это быстрее, удобнее. Кроме того, вы можете зарегистрировать и бизнес. Если мы для себя постепенно ставили все более жесткие рамки для регистрации бизнеса, и свели их законодательно до 24 часов, то сейчас вы вообще можете это сделать онлайн и зарегистрировать мгновенно, но для этого вам еще понадобится цифровая подпись, поскольку тут уже надо себя идентифицировать.

Какие дальнейшие планы?

− Уже готовы два проекта, которые комплексно реформируют исполнительную службу. Это закон об исполнительном производстве и закон о государственной службе и частных исполнителях. Тоже новелла в нашем законодательстве, которая сейчас проходит комплексное обсуждение с нардепами и гражданским обществом.

К чему склоняетесь?

− Склоняемся к тому, что чем больше конкуренции на рынке, тем лучше. В нашем государстве есть вот эта старая коррумпированная исполнительная служба. Говорят, что не могут исполнить судебное решение потому, что не хватает марок, а марок не хватает потому, что не можем правильно деньги перераспределить… Невозможно так работать. Мы оставим только часть решений, которые касаются государства у государственной исполнительной службы, и будем сертифицировать и обучать частных исполнителей.

Если говорить о передаче некоторых функций на свободный рынок, схемы контроля продуманы? Не будет злоупотреблений?

− В первую очередь хочу сказать, почему мы сразу комплексно не взяли и не передали это в органы местного самоуправления. Нужно понимать, что в некоторых регионах самоуправление на более высоком уровне. Тот же пример Винницы и их центра предоставления административных услуг, единого окна, которое давно и хорошо работает – они, возможно, уже готовы принять функцию. В других регионах не так все хорошо. Поэтому мы сейчас плотно с ними работаем, чтобы подготовить почву для передачи этих функций. А в сфере регистрации мы готовы нотариусам передавать очень большой объем функций, чтобы они могли их исполнять. И большим успехом стало то, что мы уже через ВР провели изменения в законодательство, которые позволяют нотариусам регистрировать договора аренды земельных участков – это более миллиона договоров в год, и всегда это сезонные походы в регистрационную службу для аграриев. Теперь вы можете это делать у нотариусов, это всем упрощает жизнь.

Самое читаемое
    Темы дня