наверх
26.04.202422:52
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Правительство, начните реформы и экономию с себя!

Бюджет-2015, Нацбанк и курс валют (398)

(обновлено: )71250
Финансовый рынок крайне негативно отреагировал на первые шаги нового правительства Украины.

Андрей Блинов, экономист, публицист, специально для РИА Новости Украина.

За те пару дней, что прошли от написания программы правительства до ее рассмотрения в Верховной Раде, курс доллара на черном рынке вырос на одну гривну, суверенные еврооблигации подешевели на 6-8%, а индекс акций "Украинской биржи" упал на 5%. 

С тех пор доходность евробондов-2015 еще больше выросла и уже достигла 70% годовых, а курс доллара на черном рынке преодолел отметку 20 гривен.

Казалось бы, жесткие намерения правительства положить край избыточным социальным расходам должны быть восприняты рынком позитивно. Однако этого не случилось. Почему?

Минимум механизмов. После того, как стратегия работы правительства была изложена на 70 страницах коалиционного соглашения, было бы логично, если б программа Кабмина состояла не из лозунгов и общих задач, а из конкретных действий по реализации стратегии коалиции.

Однако программа второго кабинета Яценюка поместилась на 15 слайдах красочной презентации. И вместо четкого перечня мер и шагов рынок увидел аморфные фразы и ничего не обязывающие пассажи вроде "создания новых источников финансирования культуры" или "наступательной политики Офиса торгового представителя Украины".

А потому день ото дня только множится число мифов и фантазий о том, что же будет делать правительство. И в итоге закрадывается сомнение, что четкой программы, разделяемой каждым министром, нет.

Это сомнение усилилось, когда стало известно, что проект бюджета-2015, предложенный Минфином на рассмотрение правительства в начале этой недели, оказался сырым. "Мы находимся в середине процесса в рамках правительства и коалиции, проводим мозговые штурмы, дебаты и обсуждения как доходной, так и расходной части бюджета. Мы еще не завершили, таким образом, окончательный проект до сих пор не согласован. Идеи, которые были опубликованы в Интернете или обсуждаются сейчас — это просто идеи", — пояснила в ФБ министр финансов Наталья Яресько.

Нет стимулирования экономики. В программе Кабинета министров совсем не уделяется внимание вопросам выхода Украины из кризиса. Напротив, намерения правительства порезать расходную часть бюджета выглядят как борьба с конечным потреблением. Что сокращает налогооблагаемую базу и усугубляет депрессию.

Масштабная приватизация. Казалось бы, процесс разгосударствления, призванный принести в казну, по замыслу правительства, 17 млрд гривен только в 2015-м, должен быть позитивно воспринят финансистами.

Однако есть большая вероятность, что в первую очередь будут проданы прибыльные активы, причем покупателями из-за низкого интереса со стороны зарубежных инвесторов выступят исключительно дружественные правительству финансово-промышленные группы. К тому же портфеля успешных приватизационных конкурсов у правительства Яценюка нет.

Нет секвестра функций. Обещание Арсения Яценюка "порезать" еще 10% чиновников ничего не значит до тех пор, пока государство не откажется от бремени целого ряда функций. 

В противном случае система будет воспроизводить сама себя. Скажем, только за последний месяц с высоких трибун заявлено о появлении Министерства информационной политики (министр уже назначен), агентства по обустройству границы, службы по делам ветеранов АТО. При этом никто и нигде не обещал, что первым вопросом более вовсе не будет заниматься СБУ, Совбез и МИД, вторым — Госпогранслужба, а третьим — Минсоцполитики.

"Бизнесмены просят одного, они не просят помощи государства, а просят, чтобы государство не мешало. Государство, по большому счету, — банкрот, поэтому ожидать, что мы создадим реальные, а не декларативные программы стимулирования, это просто нереально. Поэтому главное не мешать бизнесу, а бизнес разберется", — эта цитата нового министра экономики Украины облетела все ленты новостей.

Айварас Абромавичус возглавил суперведомство, которое само по себе требует масштабных реформ. В организационной структуре Министерства экономического развития и торговли — 31(!) структурное подразделение. Начиная от департамента документального обеспечения и заканчивая сектором борьбы с коррупцией.

Тут есть как департамент финансовой политики, так и департамент экономики регионов, а также департамент экономики социальной и гуманитарной сферы. А чем же тогда, позвольте спросить, занимаются Минфин, Минрегионстрой, Минсоцполитики вкупе с целым вице-премьером по гуманитарной политике?

Налицо государственная паутина, затратная, неэффективная. И потому беспощадная. И если мы говорим о реальных реформах, тогда свыше половины департаментов МЭРТ следует упразднить. У экономического министерства и так достаточно функций, которые никто другой в сегодняшней системе госвласти не может выполнять. 

В 2013 году количество госслужащих в Украине возросло до 335 тыс. человек. За последние 10 лет число чиновников только на уровне центральной власти подскочило почти на 100 тыс. И это при том, что население страны сократилось за это время на полтора миллиона человек. 

Бюрократия запутана и минимально персонифицирована в плане ответственности. "За это я не отвечаю", — чуть что, может сказать почти каждый чиновник.

А ведь за вопросы социальной политики должно нести ответственность исключительно Минсоцполитики, за госзакупки – МЭРТ, а за монетарную политику — Нацбанк. И не кивать друг на друга.

Предшественник Абромавичуса Павло Шеремета не пошел по пути люстрации функций вверенного ему министерства. Вместо этого он решил быть "добрым дядей" и продолжил общереформаторский дискурс в публичном пространстве. И, как ожидалось, быстро проиграл в борьбе с бюрократией своего ведомства. 

Нечто подобное случилось с еще одним избранником охлократии — экс-министром здравоохранения Олегом Мусием. Теперь и Шеремета, и Мусий в своих неудачах обвиняют премьер-министра. "У Яценюка системная ненависть ко всему майдановскому", — резюмировал на днях Олег Мусий. 

Мы все повторяем одну и ту же ошибку. Обсуждая кадровые назначения во второе постмайданное правительство, общество живо дискутирует о прошлом новых министров, их имуществе, семейном положении, а теперь — еще и о гражданстве. То есть о личностях, а не их функциональных задачах на высоких постах. 

Вся соль реформ состоит в сокращении государственного вмешательства в экономику. Но первые заявления членов второго правительства Яценюка свидетельствуют о том, что министры этого не понимают.

Вместо этого людям предлагается вновь затянуть пояса, а государственным служащим — продолжать делать вид, что на госзарплату, пусть повышенную на 10%, можно прожить в городе-миллионнике. 

Самое читаемое
    Темы дня