Янина Соколовская, политэксперт
Коалиционные соглашения такая же рамка, как Соглашение об евроассоциации Украины и такая же верхняя часть айсберга. Основная его часть находится вне поля зрения граждан. Все переговоры происходят традиционно по-украински, то есть — в тени.
Оба проекта – популистские отписки "за все хорошее против всего плохого". И хорошее в них – евроинтеграция, а плохое – война на востоке Украины.
Петр Порошенко от соглашения дистанцировался. Его обнародовали на сайте партии "Солидарность". В то же время Яценюк ради оглашения текста отложил заседание правительства и провел пресс-конференцию.
Судя по размерам документов, у Порошенко над проектом работали всей президентской администрацией, а Яценюку хватило и одного аналитика. В итоге у Блока Порошенко в проекте соглашения 48 страниц, у Яценюка – 5. Это позволяет слить две бумаги воедино без ущерба для них и страны. Тем более что оба они написаны по хорошо опробованному в Северной Корее принципу калейдоскопа, когда один и тот же тезис неоднократно повторяется в разных вариантах.
Оба документа говорят об евроассоциации, но Яценюк расширяет эту мысль, заявляя, что нужно действовать по Нацпрограмме имплементации Соглашения с ЕС. Порошенко же включает евроассоциацию в комплекс мер под названием "Стратегия реформ "Украина-2020". Его цель – провести за 6 лет такие перемены, чтобы уже в 2020 подать заявку на членство в ЕС. Так Порошенко намекает, что намерен остаться при власти и через 6 лет, когда его первый президентский срок завершится. Он явно нацелен на второй.
Но в кадровом вопросе Порошенко идет дальше, намереваясь внедрить в правительство новую должность первого вице-премьера по вопросам евроинтеграции.
При этом свой вариант соглашения президент возводит в ранг документа с большими последствиями – он предлагает распускать правительство в случае невыполнения коалиционного соглашения.
Обещая сократить чиновничий аппарат, президент удлиняет "змеевик", создавая новые структуры — Национальные комиссии по вопросам госслужбы Украины, по вопросам транспорта Украины и по регулированию лекарственных средств. Причем право их формирования президент оставляет себе.
Этот документ вызвал встревоженность в украинской медицинской среде. Концепция становится предвестником медицинской реформы, к которой отрасль явно не готова.
В проекте Порошенко как дополнительная система финансирования здравоохранения предлагается медицинская страховка, которую должен будет иметь каждый пациент. Из заработной платы будет отчисляться еще один налог, который будет идти в медицинскую страховую компанию.
Арсений Яценюк такими деталями не занимался. И хотя текст его проекта был пятистраничным, с трибуны он заявил, что в документе 2,5 страницы. Они фиксируют евроатлантические устремления страны и усиление энергетической независимости. Ради этого предлагается очищение власти, децентрализация и обеспечение условий для безвизовости с ЕС, а также реформа образования. Все эти пункты, перечисленные хаотично, говорят либо о том, что документ составляли впопыхах, либо о том, что для Яценюка он – формальность, призванная показать, что он не полностью "падает" под президента, а имеет свою позицию.
Президентский проект соглашения, который станет основным документом коалиции, предполагает повышение обороноспособности Украины, переход на стандарты НАТО, совершенствование системы мобилизации с учетом АТО. Предлагается задекларировать реформу национальной безопасности, разработку и принятие новых редакций Стратегии национальной безопасности и Военной доктрины с учетом изменений в военно-политической обстановке вокруг Украины.
Предполагается "переход к новой структуре ВСУ, в частности, Сил спецопераций, Сил немедленного реагирования, Сил наращивания, Сил резерва, Сил и средств боевого дежурства, восстановление военной инфраструктуры, пересмотр расположения мест постоянной дислокации соединений и частей ВСУ, в частности, с целью постоянного военного присутствия на востоке государства". Это этапы большого пути, предложенные президентом. Предусмотрено и "формирование на базе военных городков системы автономных военных баз с необходимой инфраструктурой для расположения военных частей и с фондом служебного жилья и социально-бытовой инфраструктурой для военнослужащих и членов их семей, усовершенствование системы мобилизации путем создания необходимой численности военкоматов и их работников, а также создания Единого Госреестра военнообязанных лиц, постепенный переход к стандартам НАТО (STANAG)".
Также предполагается оптимизировать систему финансовой деятельности ГК "Укроборонпром", разработать концепцию импортозамещения и создать новые промышленные мощности, организовать сотрудничество в сфере военных разработок с производителями ЕС, Канады, США, Юго-восточной Азии, восстановить работу Донецкого завода химических изделий и завода "Топаз", реформировать систему разведки и оптимизировать деятельность Национальной гвардии Украины.
Читайте также: Обзор соцсетей: о, ужас, за кого мы проголосовали
Многие политики сочли эти абзацы признаком милитаризации Порошенко и перехода его из "партии мира" в "партию войны". Но это — всего лишь слова, которые должен был сказать верховный главнокомандующий Украины. Правда, не в коалиционном соглашении, описывающем стратегию развития страны, а в своих прямых распоряжениях. Но говорят, гражданам теперь нравится военная риторика.
Что же из этого следует? Что есть только одна концепция коалиционного соглашения, а вторая делалась для проформы. Никакой дискуссии о том, какая концепция лучше, быть не может. Дискутировать не о чем и не с кем. Важен не принцип, важно распределение должностей, которым в реальности и занимается сейчас власть.