наверх
28.04.202402:33
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Катастрофа Boeing-777: почему виновник не будет назван

Трибунал в деле MH17: быть или не быть (503)

(обновлено: )5319171
Мир более месяца безуспешно бьется над ответами на самые простые, но вместе с тем животрепещущие вопросы, касающиеся катастрофы пассажирского самолета "Boeing-777".

Диана Михайлова, РИА Новости Украина

21 августа Нидерландский совет по безопасности (Dutch Safety Board) выпустил очередное информационное сообщение о результатах расследования катастрофы пассажирского самолета "Boeing-777" компании "Malaysia Airlines", следовавшего рейсом МН17 из Амстердама в Куала-Лумпур 17 июля 2014 года.

Сообщение, озаглавленное "Вопросы и ответы, касающиеся расследования рейса MH17" (Questions and answers concerning the investigation into flight MH17), представляет собой текст в излюбленном формате интернет-сообщества, более известном как английский акроним FAQ (Frequently Asked Question — Часто задаваемые вопросы), что само по себе хорошо характеризует сложившуюся ситуацию, при которой мир более месяца безуспешно бьется над ответами на самые простые, но вместе с тем животрепещущие вопросы, касающиеся указанного происшествия.

Текст сообщения:

"21 августа 2014. Вопросы и ответы, касающиеся расследования по рейсу MH17

1. Почему необходимо расследование? 

В случае авиационного происшествия очень важно провести расследование для того, чтобы четко выяснить причину. Это позволит на основе выявленной фактической информации выявить причины катастрофы с целью избежать ее повторения в будущем. Совет безопасности Голландский считает, что катастрофа рейса MH17 должна стать предметом глубокого и тщательного исследования. В дополнение к (международному) расследованию ее причин, также будут рассмотрен процесс выбора маршрутов полета и наличие в списках пассажиров.

2. Почему расследование проводит Нидерландский совет по безопасности?  

Украина, в инициативном порядке, передала ответственность за расследование причин катастрофы в Нидерландский совет по безопасности. Такое предложение было сделано, потому что рейс вылетел из Нидерландов, и в связи с большим количеством голландских граждан, которые погибли в этой катастрофе. Передача ответственности была официально оформлена договором от 23 июля т.г.

3. Какие страны участвуют в расследовании и почему? 

Правила расследования авиапроисшествий Международной организации гражданской авиации (ИКАО) гласят, что расследование причин является обязанностью страны, где произошла авария воздушного судна. Сразу после крушения рейса MH17, авиационные специалисты из Украины начали такое расследование. Нидерланды (как одна из пострадавших стран) вскоре после происшествия получили официальное приглашение принять участие в расследовании. Правила ИКАО также предусматривают возможность привлечения к расследованию различных стран, при этом, как правило, страна, где произошла авария, должен возглавить расследование. Тем не менее, возможна и передача председательствования в комиссии по расследованию другой стране. Страны, где базируется оператор, где самолет был спроектирован и где он был построен, также имеют право принять участие в работе комиссии. Страны, которые могут поставлять конкретную информацию или сведения могут участвовать по приглашению стороны, проводящей расследование. Страны, граждане которых погибли в результате катастрофы, также имеют право участвовать в расследовании, но с ограниченными правами. В случае катастрофы рейса MH17 многие страны добровольно уже предоставили свою помощь, которая была с благодарностью принята.

Такими странами, внесшими свой вклад (в большей или меньшей степени) в международную комиссию по расследованию катастрофы рейса MH17 были: Украина, Малайзия, Австралия, Россия, Великобритания, США, Германия, Франция, Италия и Индонезия. ИКАО и Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) также внесли свой организационный вклад в расследование. Руководство расследованием возложено на Нидерландский совет по безопасности, который опубликует как предварительный, так и окончательный вариант доклада. Странам, имеющим отношение к расследованию, согласно правилам ИКАО будет предоставлена возможность ознакомиться с проектами докладов и внести необходимые коррективы. Страна,  ведущая расследование, может по своему усмотрению предоставить доступ к проектам докладов другим странам.

4. Можно ли провести эффективное расследование, если никто не побывал на месте крушения? 

Разумеется, дополнительное расследование непосредственно на месте крушения предпочтительнее, но не исключает возможности проведения эффективного расследования на основании других источников и подготовки окончательного доклада. Кстати, в первые дни после инцидента (когда расследование все еще вела Украина), украинские авиационные специалисты несколько раз кратковременно посетили место крушения с целью поиска улик. Нидерландский совет по безопасности посетит место катастрофы после того, как ситуация там стабилизируется, с целью уточнения результатов, полученных из других источников и проведения более тщательного поиска обломков и других жизненно важных частей.

5. Почему Совет до сих пор не посетил место катастрофы? 

Совет не мог посетить место падения в связи с отсутствием гарантий безопасности для членов комиссии. Голландское правительство считает, что члены комиссии, расследующие причины катастрофы, будут в большей опасности, чем судебные следователи, ближайшие родственники или журналисты. В этом отношении, безопасность других на месте крушения также учитываются: присутствие следователей Нидерландского совета по безопасности не должно создавать опасность для других. Кроме того, эвакуация тел жертв и поиск личных вещей пассажиров были главным приоритетом. Возможности для посещения места катастрофы были ограничены, и приоритет был отдан судебным следователям (и сопровождающим их лицам из числа силовиков).

6. Что представляет собой предварительный отчет?  

Предварительный отчет – это промежуточный доклад, в который включены первые результаты расследования катастрофы самолета. Правила ИКАО, описывающие порядок следственных действий для гражданской авиации требуют, чтобы предварительный доклад был опубликован до окончания расследования. Этот отчет может также включать мероприятия по предотвращению повторения катастрофы. Жестких требований по структуре и объему к предварительному отчету не предъявляются, а его содержание зависит от хода расследования и от необходимости сообщить какие-либо выводы. Предварительный отчет о крушении MH17, который готовит Нидерландский совет по безопасности, будет содержать фактическую информацию, полученную из различных источников, позволяющих предварительно восстановить последовательность событий, приведших к катастрофе. Следственная группа собрала данные, полученные  при дешифровке бортовых речевого и параметрического самописцев, анализе спутниковой и  радиолокационной информации. Все полученные таким образом данные затем сопоставляются между собой с целью повышения их достоверности. Это тонкий и трудоемкий процесс, который до сих пор не завершен. Проект предварительного варианта доклада будет обсуждаться международной комиссией и Советом до момента публикации. Правила ИКАО гласят, что обычный срок для составления предварительного отчета составляет от 2-х до 4-х недель, однако допускаются и обоснованные исключения. С учетом сложных обстоятельств этого происшествия, еще не совсем ясно, когда именно будет опубликован предварительный доклад.

7. Обнародует ли Совет данные бортовых речевого и параметрического самописцев?  

Следственные материалы и источники информации, используемые Советом в своих расследованиях, охраняются законом. В окончательный доклад будет включена только информация, относящаяся к определению причин аварии MH17. Имеющаяся следственная информация не будет оглашаться в полном объеме, за исключением той, что будет включена в окончательный отчет. Это соответствует требованиям Положения о Нидерландском совете по безопасности (Rijkswet Onderzoeksraad voor Veiligheid) и требованиям ИКАО.

8. Когда будет выпущен окончательный вариант доклада?  

Расследование авиакатастрофы требует значительного времени. Кроме выполнения целого комплекса мероприятий по расследованию, требующего значительного участия различных сторон, Совет руководствуется также международными правилами ИКАО. Одно из этих правил гласит, что проект окончательного доклада должен быть предоставлен для согласования всем сторонам, формально участвующим в расследовании, которым в течение шестидесяти дней имеют возможность для его корректировки. Окончательный доклад будет опубликован в течение одного года.

9. В чем разница между предварительным и окончательным вариантами доклада?  

В предварительном докладе представлен обзор начальных, временных фактов, полученных в кратчайшее время после происшествия. Этот отчет выпускается еще до того, как все данные будут проанализированы, а окончательные выводы не сделаны. Дополнительные данные расследования, анализ и выводы на их основе будут включены в окончательный доклад, что делает его гораздо более обширным и углубленным.

10. Почему Совет не делает заявления, касающиеся вины или ответственности?  

Кроме поиска причин(ы) катастрофы, целью работы Совета является повышение уровня безопасности полетов. Это достигается путем расследования причин инцидента и, если возможно, выработкой рекомендаций для предотвращения подобных случаев в соответствии с требованиями ИКАО о расследовании авиапроисшествий.

11. Что такое ИКАО и что содержит Приложение 13? 

ИКАО — Международная организация гражданской авиации, основанная в 1947 году, является специализированным органом ООН, целью которого является установление наилучших принципов и стандартов для международной гражданской авиации. Среди прочего, правила ИКАО устанавливают расследования авиационных происшествий, при этом целью таких расследований является повышение безопасности полетов, а не выявление виновных или установление ответственности. Приложение 13 (одна из частей Правил) описывает порядок расследования авиационных происшествий, определяет критерии, которым должен удовлетворять доклад, и какие страны должны быть привлечены к проведению этого расследования".

Как видно из документа давно ожидаемый и обещанный к публикации предварительный отчет о расследовании вряд ли станет сенсационным.

Во-первых, там однозначно не будет назван виновник катастрофы.

Во-вторых, там не будет полной (а, возможно, и выборочной) информации о переговорах экипажа, диспетчеров и параметрах полета.

В-третьих, точная дата его публикации не названа, хотя уже было обещано, что он появится до начала сентября, а по некоторым сведениям даже разослан заинтересованным государствам.

В-четвертых, итоговый отчет появится в лучшем случае через год, его текст будет согласовываться с целым рядом представителей государств, уже продемонстрировавших предвзятое отношение к расследованию, что неминуемо скажется на его содержании. Более того, заявлено о том, что отсутствие полной информации с места катастрофы, которое представители комиссии так и не посетили за все это время, никак не повлияет на качество расследования и не будет препятствием для составления окончательного варианта отчета.

Заявление более чем странное, учитывая, что основной версией происшествия, выдвинутой сразу после катастрофы, было попадание в самолет зенитной ракеты комплекса "Бук", которую может подтвердить или опровергнуть именно анализ остатков самолета, что делать, по мнению комиссии, вовсе не обязательно.

К сожалению, судя по всему, подтверждаются худшие прогнозы экспертов. Так как вины Российской Федерации или самопровозглашенных республик Донбасса найти не удалось, официальное расследование начинает "спускаться на тормозах" и, скорее всего, не сможет выявить ни причин, ни виновников гибели почти трехсот человек.

Самое читаемое
    Темы дня