наверх
25.04.202406:45
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Катастрофа Boeing 777 месяц спустя: все версии и все вопросы без ответов

(обновлено: )4331102
С момента катастрофы пассажирского самолета "Boeing-777" компании "Malaysia Airlines" прошел месяц. Антироссийская истерия, разбушевавшаяся в западных СМИ с первых часов после крушения, постепенно сошла на нет.

Диана Михайлова, РИА Новости Украина

С момента катастрофы пассажирского самолета "Boeing-777" компании "Malaysia Airlines", следовавшего рейсом МН17 из Амстердама в Куала-Лумпур, прошел месяц. Антироссийская истерия, разбушевавшаяся в западных СМИ с первых часов после крушения, постепенно сошла на нет.

Расследование обстоятельств крушения самолета согласно требованиям Конвенции ИКАО возглавил Нидерландский совет по безопасности (Dutch Safety Board), который в период с 18 июля по 11 августа выпустил 7 информационных сообщений о своей деятельности. В последнем из них было объявлено о переносе расследования в Гаагу после того, как 25 членов комиссии "собрали всю доступную в Украине информацию", а также о возможном окончании работы над предварительным вариантом отчета, который может быть опубликован в течение ближайших нескольких недель.

Документ будет включать в себя полученную комиссией информацию о расшифрованных записях параметрического и речевого бортовых регистраторов (так называемых "черных ящиков"), данных системы управления воздушным движением, а также снимки, полученные с радаров и спутников. Главной целью отчета, согласно того же информационного сообщения, является "оценка рисков полетов над Восточной Украиной", причин задержки в предоставлении полного списка пассажиров рейса MH17 и безопасности выполнения полетов гражданской авиации. Совет не будет делать каких-либо заявлений о виновности или ответственности той или иной стороны.

Особо было отмечено, что в связи с  продолжающимися боевыми действиями лишь нескольким членам комиссии на несколько часов удалось посетить район падения самолета, после чего они также из соображений безопасности были эвакуированы с территории Украины.

Вместе с тем, уже 15 августа, то есть спустя четверо суток после информации DSB, министр транспорта Малайзии Лиоу Тионг Лайя сообщил, что страны, чьих граждан затронула катастрофа, уже получили обещанный доклад.

Его поддержал целый ряд высокопоставленных источников, заверивших, что в самое ближайшее время документ будет не только готов, но и немедленно опубликован. Именно об этом сообщил журналистам председательствующий в Совете Безопасности ООН постоянный представитель Великобритании Марк Лайл Грант. Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте в ходе встречи с делегацией Совбеза также заверил, что в конце августа — начале сентября предварительный неконфиденциальный доклад, предназначенный не для правительств, будет доступен для всех желающих.

Возможно, все эти заявления стали вынужденной реакцией на запрос постоянного представителя РФ при ООН Виталия Чуркина по поводу прогресса в выполнении резолюции Совета Безопасности ООН S/RES/2166 (2014), предусматривающей проведение независимого расследования авиакатастрофы в соответствии с руководящими принципами международной гражданской авиации, принятой 22 июля т.г.  Параграф 13 указанной резолюции предусматривает, что генеральный секретарь будет представлять Совету Безопасности доклады по поводу прогресса в расследовании, а параграф 7 требует немедленно прекратить в районе, непосредственно прилегающем к месту катастрофы, все военные действия, в том числе ведущиеся вооруженными группами, с тем, чтобы позволить обеспечить охрану и безопасность при проведении этого расследования.

Как известно, о грубых нарушениях параграфа 7 со стороны официального Киева, который  продолжил боевые действия в зоне падения самолета, тем самым создавая препятствия для беспристрастного, независимого расследования причин трагедии в небе над Украиной, ранее заявлял и глава МИД РФ Сергей Лавров.

Фактически на сегодняшний день, несмотря на требования параграфа 4 той же резолюции ООН с призывом ко всем государствам оказывать любую помощь при проведении гражданских и уголовных расследований в связи с этим инцидентом, реальная информация, способствующая расследованию, была предоставлена только Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации спустя трое суток после происшествия. Проведенная 21 июля пресс-конференция заставила взглянуть на катастрофу малайзийского "Boeing-777" с иной стороны и вызвала еще больше вопросов и сомнений.

Российские военные обнародовали данные объективного контроля радаров Ростовского центра Единой системы управления воздушным движением и снимки, сделанные из космоса, на которых отражена динамика перемещений зенитно-ракетных комплексов "Бук-М1" МО Украины в районе Донецка-Луганска в период 14-17 июля.

Слайд № 1

В частности, было обращено внимание на факт перемещения одной из этих зенитных батарей непосредственно перед катастрофой в район населенного пункта Зарощинское, что в 50 км восточнее Донецка и в 8 км южнее Шахтерска, то есть  в непосредственной близости от территории, контролируемой ополченцами, а уже на следующий день ее там не было.

Кроме того, было обращено внимание на то, что именно 17 июля резко возросла интенсивность работы украинских радиолокационных станций "Купол" зенитного комплекса "Бук".

Также было продемонстрировано, что распространенные в СМИ кадры, якобы запечатлевшие перевозку ЗРК "Бук" в РФ из Украины, являются подтасовкой. Представитель военного ведомства России еще раз подчеркнул, что РФ не передавала ополченцам ЗРК "Бук", равно как другое вооружение и военную технику.

Читайте также: Boeing 777, расследование: версии катастрофы сливают ведрами

Более подробно были рассмотрены данные о воздушной обстановке в районе катастрофы на высотах, превышающих 5000 м, начиная с момента, непосредственно предшествующего падению самолета. Показано, что в воздушном пространстве Украины на расстоянии друг от друга около 20 км и вертикальным интервалом 500 м находились одновременно четыре пассажирских лайнера, в том числе и малайзийский, который после пролета над  Донецком отклонился от маршрута на 14 км, а затем сделала попытку вернуться на прежний курс.

После этого самолет начал резко терять скорость, а затем и высоту, после чего неподалеку от него была обнаружена метка от цели, не имеющей признаков гражданского воздушного судна. Начальник Главного оперативного управления Генштаба Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Андрей Картополов высказал предположение, что, учитывая ее параметры, она могла быть создана украинским самолетом Су-25, набиравшим высоту и приблизившимся к малайзийскому "Boeing-777" на расстояние от 3 до 5 км,  а затем барражировавшего в районе падения до момента исчезновения радиолокационных отметок от обоих летательных аппаратов. Был задан вопрос о том, что делал украинский военный самолет, совершавший полет по гражданской трассе, на одном эшелоне с разбившимся пассажирским лайнером.

Одновременно было доложено о возможностях штурмовика Су-25, способного достигать высоты в 10 км и применять ракеты класса "воздух-воздух" Р-60М, которые могут поражать цели на расстоянии до 12 км.

В завершении было дано обещание о том, что Минобороны РФ передаст европейским и малайзийским экспертам материалы относительно авиакатастрофы в Украине, собранные ведомством, а также далее будет информировать о вновь выявленных фактах, связанных с этой катастрофой. Также была озвучена информация о пролете над данным районом в период, совпавший с моментом катастрофы,  американского военного спутника, в связи с чем высказано пожелание получить для анализа полученные им данные.

Как видно из перечисленных фактов, подкрепленных документально и уже переданных, как и было обещано, комиссии по расследованию, налицо противоречие с информацией официального Киева, утверждавшего, что ни один украинский военный самолет 17 июля в воздух не поднимался, а комплексов ПВО Украины в районе боевых действий на юго-востоке Украины нет.

Согласно карте с зонами возможного поражения украинскими комплексами "Бук" ими могли быть поражены более или менее равновероятно любой из четырех иностранных пассажирских лайнеров, следующих по разрешенным маршрутам над Донецкой и Луганской обл. или даже все четыре. Почему в данном случае был поражен именно малайзийский, если, конечно, "виновата" именно заявленная украинской и американской сторонами ракета 9М38 ЗРК "Бук-М1", объяснить сложно.

Читайте также: Boeing-777: расследование авиакатастроф в независимой Украине

Высказанное предположение о наличии Су-25 немедленно породило в среде экспертов бурю возмущения, так как вполне очевидно, что штурмовик, ориентированный на поражение наземных целей, не слишком подходит для перехвата скоростной высотной воздушной цели, так как ограничен практическим потолком в 7000 м и не имеет радиолокационного прицела или командной радиолинии для наведения на воздушную цель с земли.

Справедливости ради надо отметить, что "Курс боевой подготовки самолета Су-25" включает упражнение по боевому применению против летательных аппаратов управляемых ракет Р-60М с инфракрасной головкой самонаведения, однако в рассматриваемом случае для того, чтобы поразить "Boeing-777" необходимо было, предварительно разогнавшись до максимальной скорости на средних высотах, выполнить кабрирование и достичь динамического потолка, который сопоставим с высотой полета цели, в точке воздушного пространства, удаленной от малайзийского лайнера на 0,6 – 10 км в задней полусфере для уверенного захвата головками ракет теплового излучения от его двигателей. 

Последовавший в случае успешного выполнения маневра  пуск одной или двух ракет с вероятностью 0,6-0,9 мог привести к попаданию их в сопло одного или двух двигателей, что привело бы к их разрушению и дальнейшему падению самолета.

Все это  требует очень высокого уровня летного мастерства, которое достигается серьезной практикой, и ювелирного наведения с земли на расчетную точку встречи с целью для выполнения пуска. Кроме того такой характер поражения позволяет экипажу немедленно сообщить о случившемся на землю или переключить бортовой ответчик в аварийный режим, чего, как известно, не произошло. Кроме того, масса боевой части ракет составляет 3,5 кг и не обязательно гарантированно уничтожит самый крупный в мире двухмоторный реактивный пассажирский самолёт, имеющий максимальную взлётную массу около 300 т.

С такой задачей гораздо лучше справился бы истребитель-перехватчик Су-27 или МиГ-29 с более мощными ракетами Р-27 или Р-73, оснащенный бортовой РЛС, командной радиолинией наведения с земли и достигающий скорости и высоты в 2-2,5 раза превышающие аналогичные параметры "Boeing-777". Но и в этом случае получение сигнала от экипажа в случае сбития не исключается.

Можно еще долго дискутировать на тему ракет-истребителей-радиомин, но хочется напомнить, что пресс-конференции военных ведомств, как МО РФ, так и Пентагона, не обязательно имеют целью проинформировать обычных граждан о каком-либо событии. Для этого существуют информагентства, профессиональные и народные дипломаты, а также международные общественные организации. Гораздо чаще это является определенным сигналом соответствующим контрагентам о том, что реальная информация о происшествии уже давно имеется и не разглашается только в силу некоторых обстоятельств, которые сторонам желательно обсудить в более приватной обстановке. Так как этот призыв, судя по всему, не возымел действия, в дело вступили российские дипломаты, жестко потребовав предоставить результаты расследования, опираясь на нормы международного права и резолюцию ООН.

Самое читаемое
    Темы дня