наверх
04.05.202412:47
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Реформы Яценюка: ГТС Украины плавно перешла к ЕС и США

(обновлено: )2165100
Реформирование ГТС может стать еще одной "пирровой победой" правительства Яценюка. До этого Кабмин "блестяще сорвал переговоры по цене на российский газ, и теперь перед Украиной маячит призрак холодной зимы", пишет Пригожин.

Марат Пригожин, РИА Новости Украина

Со второго раза Верховная Рада утвердила Кабминовский законопроект о реформировании энергосектора. Идея его чрезвычайно проста: единая система транзита и хранения газа подлежит разделению и приватизации с участием исключительно европейских или американских компаний.

Первый раз депутаты, видимо, не вчитались в хитрый план премьера Арсения Яценюка поставить "Газпром" на колени, и прокатили законопроект. Теперь же они, кажется, прониклись идеей правительства реформировать газотранспортную систему страны, которую загружает "Газпром" своим газом, без участия самого российского холдинга. Получить до 49% акций в составе двух совместных предприятий — одно по управлению ГТС, другое — управляющее ПХГ смогут только юрлица, представляющие ЕС или США, а также имеющие собственную систему доставки газа. Таким образом, считают в Кабмине, можно блокировать строительство "Южного потока", который угрожает перетянуть на себя часть транзитных потоков, которые сейчас еще проходят по украинской трубе.

Законопроект о реформировании газотранспортной системы, правда, не учитывает ряд принципиальных моментов. Во-первых, будет ли в трубе газ после того, как его поставщик "Газпром" потеряет влияние на транзитную магистраль? "Южный поток", альтернатива украинской ГТС, еще не построен, но не ускорит ли его появление неуемное желание Киева хоть как-то насолить РФ?

Во-вторых, европейские государства, которые получают газ через украинскую ГТС, могут сами активизировать строительство "Южного потока" ввиду непредсказуемости украинской политики. Если Украина угрожает перекрыть транзит под видом "санкций", то это будет наказанием не столько Путину, сколько всему ЕС, особенно, если транзит будет заблокирован в холодное время года.

По мнению эксперта по вопросам ТЭК Валентина Землянского, Украина как транзитер российского газа, могла бы провести реформирование газотранспортной системы после трехсторонних консультаций с участием поставщика газа в лице "Газпрома" и потребителей — компаний из Евросоюза. Кроме того, для такого реформы лучше было бы подождать стабилизации ситуации на востоке Украины.

"Подобные проекты — не сиюминутные, на это нужно пять-семь лет, то есть то, что называется среднесрочная перспектива. А кто пойдет вкладывать деньги, имея гарантии, максимум на несколько лет?", — отметил Землянский.

По его мнению, реформа энергетического сектора связана с рядом рисков. "Разделение самой ГТС чревато рисками корпоративных конфликтов, которые могут возникнуть между разными собственниками ГТС и ПХГ. Как будет тогда функционировать единая система транзита газа?", — сказал эксперт.

Еще одним риском, по его словам, может быть отсутствие гарантий от "Газпрома" на закачку определенных объемов газа. "Отсечение поставщика газа от реформирования транзитной системы, по крайней мере, неразумно. Это явное нарушение правил международной торговли и норм ВТО. Кроме того, если поставщик продукции не дает гарантии по загрузке ГТС, потенциальным инвесторам сложно посчитать прибыль от инвестиций. При этом, существуют альтернативные маршруты, которые могут быть загружены в ущерб объемам транзита через Украину", — сказал он.

Землянский также отметил, что помимо отсутствия гарантий по загрузке ГТС российским газом, нет стабильности на востоке Украины, и у европейских потребителей может вызвать дискомфорт предложение по передаче газа на восточных границах Украины вместо действующей "точки передачи".

Эксперт напомнил, что Украина не имплементировала полностью положения Третьего энергопакета, чтобы обеспечить функционирование системы на основе европейского законодательства. Кроме того, продолжает действовать контракт на транзит газа, и непонятно, каким образом производить передачу газа на российско-украинской границе, добавил Землянский.

По его словам, вместо реформы системы транспортировки Кабмину стоило бы сосредоточиться на реформе внутреннего рынка газа, состоянии электросетей. "Это было бы полезнее и нужнее", — добавил эксперт.

В свою очередь, эксперт Дмитрий Марунич отметил ложный посыл, который преследовал Кабмин, лоббируя этот законопроект. "Кабмин рассчитывает, что исключение "Газпрома" из схемы управления ГТС заблокирует проект "Южный поток". Однако, "Газпром" может его активизировать, особенно на фоне заявлений "Нафтогаза", что транзитные риски возрастают… Это уже какой-то легкий шантаж европейцев", — сказал Марунич.

По его мнению, невозможно спрогнозировать, какой будет позиция Евросоюза, если Украина все-таки сорвет транзит газа в зимнее время. Уже сейчас страны, которые получают газ через украинскую ГТС, например, Италия и Австрия, относятся к Украине неоднозначно, добавил Марунич.

Эксперт также предположил, что отделение ПХГ от ГТС, скорее всего, говорит о наличии у Киева договоренностей по загрузке хранилищ газа. "Наверное, уже есть компания, которая желает войти в СП, очевидно, из США, с которой Кабмин предварительно договорился, поэтому ПХГ отделяют от газотранспортной системы", — предположил Марунич.

Однако при разделении ГТС и ПХГ ожидаемо будут повышены тарифы на транзит и на хранение газа, и эта нагрузка ляжет на конечного потребителя. "Вопрос, зачем Евросоюзу платить дороже за транзит? Но если работать по нынешнему тарифу, то бизнеса никакого не будет", — добавил эксперт.

По мнению Марунича, правительство с этим законом не сможет решить задачу по блокированию строительства "Южного потока". В то же время, по его мнению, возможно, закон станет предметом дальнейшего торга с Евросоюзом.

Реформирование ГТС может стать еще одной "пирровой победой" правительства Арсения Яценюка. До этого Кабмин блестяще сорвал переговоры по цене на российский газ, и теперь перед Украиной маячит призрак холодной зимы - газа нет, и пока нет надежды, что он будет. По этой схеме, после реформирования ГТС и ПХГ этих объектов может вовсе не оказаться в распоряжении Украины.

Самое читаемое
    Темы дня