наверх
09.05.202412:00
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Boeing 777: что ждет виновных в трагедии

В небе над Украиной сбит малайзийский Boeing (447)

(обновлено: )148463
Расследование подобных авиакатастроф иногда тянется годами, а сторона, признанная виновной, не всегда берет на себя ответственность и раскаивается в содеянном. Выплата же компенсаций семьям погибших зачастуют подается как "жест доброй воли".

Глеб Суровягин, РИА Новости Украина

Расследование причин авиакатастрофы малазийского Boeing 777 на востоке Украины может затянуться на несколько лет. При этом, как показывает мировая практика, последствия для стороны, признанной виновной в инциденте, могут быть критическими – вплоть до экономического эмбарго, но также могут ограничиться выплатой компенсации, пусть и весьма солидной. На юридические последствия повлияют и политический климат, и общественное мнение.

Чтобы расширить международное присутствие и снять заведомые обвинения в предвзятости, правительство Украины пригласило к участию в расследовании авиакатастрофы представителей властей Малайзии и Нидерландов, Еврокомиссии, американской компании Boeing, Международной организации гражданской авиации (ICAO), американского Национального совета по безопасности на транспорте (NTSB) и Европейской организации по безопасности воздушной навигации (Eurocontrol). Интерпол и  Европол также направят своих сотрудников к месту крушения авиалайнера.

Признаются редко, извиняются еще реже

Расследование подобных авиакатастроф иногда тянулось годами. Не всегда сторона, признанная виновной в инциденте, брала на себя ответственность и раскаивалась в содеянном. Выплата же компенсаций семьям погибших объявлялась "жестом доброй воли".

Например, 21 февраля 1973 года ВВС Израиля сбили над Синаем ливийский гражданский самолет – погибли 108 из 113 человек, находившихся на борту. Израиль признал свою причастность к трагедии лишь 24 февраля, когда египетскими следователями были расшифрованы данные "черного ящика". Ответственность за приказ об атаке гражданского самолета взял на себя начальник генерального штаба Армии обороны Израиля Давид (Дадо) Элазар. Израиль был осужден Международной организацией гражданской авиации, в то же время ООН не нашла оснований для каких-либо санкций против Израиля. Власти США воздержались от осуждения. Впоследствии израильскими властями были выплачены компенсации пострадавшим и родственникам погибших. Премьер-министр Израиля Голда Меир сказала тогда Элазару: "Я хочу сказать вам, что не только ценю вас, но и восхищаюсь вами".

В 1988 и 2001 годах произошли две подобные катастрофы: пассажирские авиалайнеры по ошибке были сбиты ракетами над Персидским заливом и Черным морем. Причем виновники трагедии так и не взяли на себя ответственность, несмотря на результаты расследования.

3 июля 1988 года самолет Airbus A300B2-203 авиакомпании Iran Air, совершавший рейс Тегеран-Дубай, был сбит над Персидским заливом ракетой, выпущенной с ракетного крейсера Vincennes ВМС США. Погибли 290 человек, включая 16 членов экипажа, среди пассажиров было 66 детей. Во время пуска ракеты крейсер Vincennes находился в территориальных водах Ирана. Американское правительство заявило, что иранский самолет по ошибке был идентифицирован как истребитель. Иранское правительство, однако, утверждает, что Vincennes сознательно атаковал гражданский самолет. Только через 8 лет США согласились выплатить Ирану компенсацию в размере 61,8 миллиона долларов за 248 погибших, из расчета 300 тысяч долларов за каждую трудоспособную жертву и 150 тысяч долларов за каждого иждивенца. Компенсировать стоимость самолета (около 30 миллионов долларов) США отказались. Данная компенсация однозначно рассматривается США как односторонний добровольный акт, поскольку ответственность за случившиеся правительство США на себя не взяло. Вице-президент США в 1988 году Джордж Буш-старший, в частности, заявил: "Я никогда не буду извиняться за Соединенные Штаты Америки, несмотря ни на какие факты".

4 октября 2001 года в небе над Черным морем произошла катастрофа самолета Ту-154 авиакомпании "Сибирь", выполнявшего рейс Тель-Авив — Новосибирск. Погибли 66 пассажиров и 12 членов экипажа. Межгосударственный авиационный комитет установил, что лайнер был по ошибке сбит украинскими ПВО.  В 2004 году Межгосударственный авиационный комитет обнародовал результаты расследования, согласно которым летевший над Черным морем самолет был сбит ракетой С-200 ПВО Украины, выпущенной во время учений из района Феодосии. Украина не признала своей вины, но выплатила семьям погибших по 200 тысяч долларов компенсации в качестве жеста доброй воли.

Самые серьезные последствия, пожалуй, наступили для Ливии, которая взяла на себя ответственность за гибель пассажирского самолета в небе над Шотландией. 21 декабря 1988 года Boeing 747  компании Pan American World Airways, совершавший рейс Лондон – Нью-Йорк, был взорван террористами над городом Локерби.  Всего погибли 270 человек — 259 на борту самолета и 11 человек на земле. В результате трехлетнего расследования катастрофы была неопровержимо доказана вина ливийских спецслужб в организации теракта. Ливия оказалась в международной изоляции. Впоследствии, в соответствии с соглашением, достигнутым между представителями Ливии, Великобритании и США, Ливия выплатила семье каждого из погибших по 10 миллионов долларов в обмен на полное снятие экономических санкций с Триполи.

Компенсации для жертв на земле

Если раньше европейцы неоднозначно относились к конфликту на востоке Украины, а власти ЕС настойчиво призывали к прекращению вооруженного противостояния, то сейчас под давлением общественного мнения ситуация может измениться, и ее последствия трудно спрогнозировать. Мир содрогнулся от гибели 298 человек, находившихся на борту малайзийского самолета.

При этом никого в Украине не ужасает количество мирных жителей Востока, ставших случайными жертвами боев между регулярной армией и ополченцами. В представлении многих, кто находится вне территории АТО, закрепилось убеждение, что мирные жители Донбасса сами виноваты в своей гибели: "раз вы там находитесь и ничего не делаете, значит, поддерживаете сепаратистов".

По данным миссии ОБСЕ, с начала лета только в Луганской области погибли 250 человек, 850 получили ранения. Речь идет исключительно о мирных жителях. Кто возьмет на себя ответственность за гибель этих людей? Какую компенсацию получат семьи погибших?

Самое читаемое
    Темы дня