19.04.202422:29

Астрономы впервые составили "анатомический атлас" астероида Итокава

Астрономы впервые смогли заглянуть внутрь астероида и найти признаки крайней неоднородности в структуре его недр и их химическом составе, наблюдая за вращением астероида Итокава при помощи телескопа NTT.

МОСКВА, 5 фев - РИА Новости. Астрономы впервые смогли заглянуть внутрь астероида и найти признаки крайней неоднородности в структуре его недр и их химическом составе, наблюдая за вращением астероида Итокава при помощи телескопа NTT в Европейской южной обсерватории в Чили, говорится в статье, опубликованной в журнале Astronomy & Astrophysics.

Стивен Лоури из университета Кента (Великобритания) и его коллеги смогли забраться внутрь астероида Итокава, пыль с которого была доставлена на Землю японским зондом "Хаябуса", наблюдая за проявлениями так называемого эффекта Ярковского. Еще в конце 19 века русский инженер Иван Ярковский заметил, что нагрев поверхности астероида под лучами Солнца и ее остывание во время "ночи" может работать как своеобразный "двигатель", постепенно сдвигающий его с орбиты.

Сила этого феномена зависит от нескольких свойств астероида, в том числе его отражающей способности и химического состава, что позволяет использовать эффект Ярковского для вычисления массы малых небесных тел и того, как быстро будет меняться их орбита. По замыслу авторов статьи, непрерывные наблюдения за изменениями в силе этого эффекта должны "выдать" различия в химическом составе и физических свойствах минералов в разных точках поверхности Итокавы.

Используя инструменты телескопа NTT в чилийской обсерватории Ла-Силла, Лоури и его коллеги обнаружили, что скорость вращения астероида постепенно растет - каждый год период его вращения вокруг своей оси сокращается на 0,045 секунды. Это означает, что две половинки "гантели" Итокавы составлены из разных минералов с разными отражающими свойствами, плотностью и химическим составом.

"Нам впервые удалось получить данные о том, как выглядят и что же происходит в недрах астероида. Мы обнаружили, что Итокава является крайне неоднородной по своей структуре, и это открытие является большим шагом вперед в деле изучения законов, управляющих поведением небесных тел в Солнечной системе", - заключает Лоури.