29.03.202416:02

"Кассини" обнаружил углеводородные льдины в озерах Титана

МОСКВА, 9 янв - РИА Новости. Поверхность метановых озер и морей на Титане украшают льдины из замерзших углеводородов, свидетельствуют данные, собранные зондом "Кассини".

Титан - самый большой спутник Сатурна и самый большой спутник планеты в Солнечной системе. Это единственное известное небесное тело кроме Земли, которое обладает устойчивой гидросферой. Однако она состоит не из воды, а в основном из метана и этана. В 2006 году "Кассини" обнаружил метан-этановые озера у полюсов Титана, в 2011 году ученые нашли следы метановых рек в тропиках, а в июне 2012 года были найдены озера площадью в сотни квадратных километров у экватора.

До сих пор ученые полагали, что на поверхности озер на Титане не может формироваться лед - поскольку замерзший метан обладает более высокой плотностью, чем жидкий, метановый лед должен тонуть.

Однако теперь ученые обнаружили странные колебания в отражательной способности поверхности озер в радиодиапазоне. Иногда поверхность озер выглядела "темнее" с точки зрения радаров "Кассини", иногда светлее. Группа "Кассини" связала эти колебания с таянием и нарастанием льда на поверхности озер.

Способность льда плавать ученые объяснили с помощью математической модели, которая учитывала различные соотношения этана и метана, "карманы" с азотом и температурные изменения.

Результаты расчетов показали, что лед может оставаться на поверхности метан-этановых озер, если их температура чуть ниже точки замерзания метана (90,4 Кельвина). При этом все возможные варианты льда могут плавать, если они содержат, по меньшей мере, 5% газа - доля, которая соответствует количеству воздуха в молодом льду на реках на Земле. Если температура снижается на несколько градусов, лед начинает тонуть, образуя ледяную корку на дне.

"Один из самых интригующих вопросов, связанных с этими озерами и морями, состоит в том, могут ли они служить прибежищем для экзотических форм жизни... Формирование плавающего углеводородного льда дает возможность для интересных химических процессов на границе между льдом и "водой", на границе, которая была важна и для возникновения земной жизни", - говорит один из авторов исследования Джонатан Лунин (Jonathan Lunine) из Корнеллского университета.

Миссия "Кассини-Гюйгенс" - совместный проект космических агентств США, Европы и Италии по изучению Сатурна. Космический зонд "Кассини" со спускаемым аппаратом "Гюйгенс" был запущен в 1997 году и достиг орбиты планеты 1 июля 2004 года. "Гюйгенс" изучил атмосферу и поверхность Титана, спутника Сатурна, а "Кассини" после отделения аппарата продолжил изучение планеты и ее спутников.

В конце сентября 2010 года "Кассини" начал новый этап своей миссии, получивший название "Солнцестояние" (Solstice): срок работы аппарата продлен до 2017 года, а сам зонд даст ученым возможность впервые детально изучить весь сезонный период Сатурна.