наверх
20.04.202411:25
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

ШОС - НАТО: каким будет алгоритм взаимодействия?

(обновлено: )9
Вопрос о взаимодействии постсоветских стран с Североатлантическим альянсом вновь выходит на передний план. Во время саммита ШОС невозможно было обойти тему взаимоотношений этой организации и НАТО.

Иннокентий Адясов, член экспертно-аналитического Совета Государственной Думы - для РИА Новости

Вопрос о взаимодействии постсоветских стран с Североатлантическим альянсом вновь выходит на передний план. Во время саммита ШОС, который проходит 10-11 июня в Ташкенте, невозможно обойти тему взаимоотношений этой организации и НАТО. По мнению одного из высокопоставленных должностных лиц ШОС, «мы обречены на сотрудничество, поскольку НАТО находится в Афганистане, а ШОС - по периметру Афганистана».

Начиная с 2001 года альянс активно участвует в решении  вопросов безопасности в регионе. В Афганистане сейчас находится порядка 90 тысяч военнослужащих в составе Международных сил содействия безопасности,  однако этот внушительный контингент не может выиграть войну у талибов. В свою очередь министры иностранных дел стран  ШОС в мае 2010 года выразили серьезную озабоченность сложной ситуацией в Афганистане, с территории которого продолжают исходить угрозы терроризма, незаконного оборота наркотиков, трансграничной организованной преступности. Было подчеркнуто, что обеспечение безопасности и стабильности в Центрально-Азиатском регионе без разрешения проблем, связанных с Афганистаном, невозможно. Как видно, у НАТО и ШОС есть совпадающие интересы в регионе ЦА, хотя есть и серьезные разногласия.

Так, альянс крайне заинтересован в сотрудничестве со странами ШОС в вопросе создания новых коридоров для снабжения своей группировки в Афганистане, а центральноазиатские члены ШОС критично зависят от информации НАТО о намерениях экстремистских группировок. Как для участников ШОС, так и НАТО вопрос афганского наркотрафика столь актуален, что начинает представлять угрозу национальной безопасности.   Примечательно, что относительная стабилизация ситуации в Киргизии стала возможна только благодаря совместным усилиям России, Китая и США. В стране находятся как военно-воздушная база США (НАТО), так и база ВВС России. Небольшая республика, по сути, стала полигоном для отработки возможного взаимодействия НАТО и ШОС. 

Тем удивительней, что пока нет официальных связей между двумя столь крупными международными организациями.

Объяснение тому кроется, возможно, в своеобразии отношений альянса с рядом постсоветских государств. Особое внимание НАТО в последние годы, как известно, уделяло развитию отношений с Украиной и Грузией. В 1997 году была подписана Хартия об особом партнерстве между Украиной и Организацией Североатлантического договора. Обе эти страны рассчитывали, что на Бухарестском саммите альянса 2008 году получат возможность присоединиться к Плану действий по членству в НАТО. Однако, в первую очередь благодаря позиции Германии и Франции, выразивших консолидированное мнение "старой Европы", это решение было заблокировано.

А менее чем через два года сама Украина изменила позицию по членству в Североатлантическом альянсе. Представители НАТО поспешили заявить, что "альянс на сто процентов будет уважать выбор Украины". При этом генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен особо подчеркнул, что сотрудничество с Украиной в любом случае будет продолжаться, альянс  не отказывается от мысли о возможном членстве. Что касается Грузии, то ее евроатлантические перспективы туманны, как никогда.  

Альянс всячески стремится активизировать сотрудничество с Беларусью. Принято считать, что официальный Минск не поддерживает никаких отношений с НАТО, однако Минск еще несколько лет назад дал разрешение на использование своего воздушного пространства для транзита грузов и личного состава для операции альянса в Афганистане. Вполне возможно, что президент Беларуси Александр Лукашенко будет использовать возможность установления более тесных отношений с НАТО для получения дополнительных аргументов в экономическом споре с Россией.

Альянс, несмотря на формальный отказ почти всех стран СНГ присоединиться к нему, хочет выступать гарантом безопасности  на пространстве СНГ, что не находит понимания у Москвы. Также неприятие России взывают попытки придать новой концепции НАТО антикитайский характер.

Москва хочет строить свои отношения с НАТО на основе предложенного договора о евробезопасности, который учитывал бы интересы и стран, не входящих в НАТО - а это члены и СНГ, и ОДКБ, и, конечно же, Шанхайской организации сотрудничества.

    Самое читаемое
      Темы дня