наверх
29.03.202411:42
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Черный вторник в Париже

(обновлено: )34910
Человеку не привычному к французским реалиям порой весьма непросто разобраться, а тем более сразу приспособиться к такой вполне банальной для страны картине, как забастовки и манифестации.
Протесты таксистов во Франции

Николай Червяков

Подобные акции "народовластия" подчас настолько неожиданны в своем многообразии — хотя все сроки и места, естественно, согласованы профсоюзами задолго до мероприятий, — что создают немало неудобств, срывают самые простые планы, а то и просто вызывают искреннее недоумение — как вообще при таком количестве всевозможнейших парализующих "волеизъявлений" страна еще и умудряется функционировать? Не ходит транспорт, не летают самолёты, не выходит пресса, не пекутся круассаны, отказываются нормально работать целые отрасли народного хозяйства и образования. Но вторник 26 января 2016-го даже для привычной к подобным сбоям страны однозначно превзошёл все возможные "нормы" — и не столь массовостью, географическим размахом и "разнопрофильностью" поводов для недовольства, как непримиримостью протестной риторики, подкреплённой к тому же весьма наглядным действием. Одновременно запротестовали авиадиспетчеры, государственные служащие, преподаватели колледжей разного уровня и, наконец, парижские таксисты

Требования первых категорий протестующих, по крайней мере, очевидны и понятны каждому. Отменившие 20 % полетов диспетчеры, равно как и 150 000 госслужащих-манифестантов (из общего количества в 6,5 миллионов), вышедших на улицы французских городов, — требовали традиционного повышения зарплаты, чем их не радовали вот уже последних 5 лет. Со школьными преподавателями немного сложнее — их праведный гнев был обращен против грядущей образовательной реформы, что неумолимо привело бы к сокращению численности учителей и отмене целого ряда дисциплин. Но при этом каких! Намеревались упразднить вторые языки обучения в старших классах (прежде всего, немецкий) и классические латынь и древнегреческий, которые ранее изучал в лицее каждый шестой французский школьник. Свести все эти предметы, говоря по-нашему, к некоему сокращенному спецкурсу в старших классах. Примкнувшие к последней категории манифестантов детсадовские воспитательницы тоже закономерно намекали, что им давно пора повысить месячное жалование. Наверно, несмотря на временную "концентрацию", подобные протесты прошли бы не замеченными за пределами страны, если бы не выходка безобидных и вежливых до последних пор французских таксистов. Увидев на телеэкране знакомые клубы дыма от горящих покрышек и отряды вооруженного спецназа в полном обмундировании, сердце несколько ёкнуло. Где-то мы это уже видели…

Так что же, собственно, случилось? Формально, ничего из ряда вон выходящего. По меткому выражению вечно над всем язвящими французов, произошел неизбежный конфликт первых "механических извозчиков", появившихся на улицах французской столицы около столетия назад, с цифровой цивилизацией XXI века. 60 000 объединённых во множество мелких и крупных компаний французских таксистов, примерно четверть из которых колесят по региону Иль-де Франс (то есть в Париже с пригородами), по-прежнему работают по старинке — дожидаются клиентов на обусловленных спецстоянках или телефонных заказов от диспетчера. А в 2011-м году в страну пришла интернациональная система UberPop, позволяющая каждому владельцу смартфона практически в любое место и за меньшие деньги вызвать "несистемного" водителя. Такой нежелательный для работающих по старинке таксёров "бомбила" способен подобрать клиента практически из любой точки, запарковаться в любом месте, подождать какое-то время "без счётчика", катать туриста за умеренную цену целый день (да ещё и с возможной экскурсией!), и к тому же предоставить, если возникнет надобность, транспортное средство человек на 10! В общем, не по счётчику, а как договоришься. Очень удобно, конечно, но далеко не для всех! Таксисты-системщики, естественно, стали стремительно терять клиентов, причём на самых "хлебных" направлениях — например, при поездке в аэропорт и обратно. Они уже неоднократно протестовали против вольностей некорректных, по их мнению, коллег — последний раз буквально прошлой осенью. Результатов эти вполне мирные акции не дали, и вот во вторник таксисты взялись за дело решительней.

Префект парижской полиции Мишель Кадо, видно, давно чуял что-то неладное. Накануне заявленной даты протеста он обратился к таксистам с "настоятельным призывом избежать любой формы насилия". Но утром во вторник около 2 000 парижских таксомоторов умудрились практически полностью парализовать движение в столице. Одновременно были блокированы автомобилями оба парижских аэропорта — международный Руасси и внутренний Орли, а также в нескольких местах перекрыта так называемая Периферик — столичная кольцевая дорога. Требование разблокировать движение было разгоряченными водителями проигнорировано, на места "баррикад на колесах" оперативно был вызван спецназ, и тогда во множестве мест запылали столь знакомые нам покрышки! Итоги дня — неоднократные стычки (без применения оружия), один раненный в ногу (случайно) водитель и около двух десятков задержанных. Список предъявленных манифестантам обвинений — "Преднамеренное насилие, незаконное ношение оружия и многочисленные преднамеренные поджоги". Реакция — твердые уверения протестующих в том, что подобные акции будут продолжены и впредь.

Читайте также: Обзор ИноСМИ: штурм мигрантами порта во Франции, новый кандидат в президенты США

Мы всё же думаем, что вторник 26 января с множеством мирных и не очень протестов не станет знаковым и не войдёт в новейшую историю страны в качестве ещё одной отправной точки очередной цепи неумолимых событий, о последствиях которых даже и думать не хочется. Надеемся, что конфликтующим сторонам удастся, как всегда в цивилизованной стране, договориться миром. Но, так или иначе, подобные эксцессы указывают на непрерывно растущий внутренний "нервный градус" страны. Франция давно уже не скрывает, что переживает мощный кризис демократических устоев, оформившихся в Пятой Республике ещё во времена Де Голля, и вдруг стремительно перестающих быть таковыми. Премьер-министр страны в Давосе заявляет, что Франция реально "выпадает из Европы", прозрачные границы которой буквально валятся под напором иммигрантов и грозят вновь обрасти колючей проволокой. Совсем недавно террористы нанесли стране тяжелейший удар, а государство по-прежнему и непривычно беспомощно наблюдает за растущим бидонвилем (в лучших традициях Третьего Мира!) в приморском Кале — городе, через который тянется тонкая нить железной дороги в Великобританию. Парижский Forum des Images организует длительную программу под знакомым названием — "Свобода, равенство, братство", но с выразительнейшим вопросительным знаком в конце. Немногочисленные, в сущности, парижские таксисты, крайне эффективно парализовавшие столицу, со всей неумолимой наглядностью зловеще визуализировали и растиражировали в десятках тысячах изображений кризис одной из базовых западных ценностей — свободу передвижения. И где тогда теперь находится предел дозволенного в рамках протестной акции, если мирный язык и нарисованные от руки плакаты под министерством результатов не приносят? Подобные проблемы зачастую, увы, перерастают в насилие. К периодическим вспышкам насилия от всевозможных радикалов Европе — опять-таки, увы! — давно не привыкать. Но что делать, когда протестные покрышки вдруг начинают жечь обычные таксисты? Очередной психологический барьер недопустимого ими уже пройден. Кто будет следующим?

Смотрите также: Забастовка таксистов в Париже летом 2015 года

Самое читаемое
    Темы дня