наверх
24.04.202409:33
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Осторожно, небо закрывается! Когда возобновится авиасвязь Киева и Москвы?

Закрытое небо. Новые санкции против российских авиакомпаний (138)

(обновлено: )170890
До Москвы теперь так же просто долететь, как до Луны. 12 часов в одну сторону с четырьмя посадками Киев-Кошице-Карловы Вары-Москва, 10 часов в другую через Минск с двухчасовыми задержками, потому что ломаются и часами чинятся самолеты, добытые из авиационного небытия.

Янина Соколовская, политэксперт

Все время этого прекрасного полета мне вспоминалась песня, сделанная на мотив похоронного марша "Ту-104 самый быстрый самолет. Надо было поездом, надо было поездом". Но ведь и поезда – тоже не выход.

Грузовые перевозки между Украиной и Россией были прекращены в рамках борьбы с крупнейшим российским перевозчиком ПГК (Первой грузовой компанией). В ответ Киев получил симметричные меры. И две страны даже не успели обменяться вагонами, оставшимися на территории друг друга (или теперь уже – враг врага?).

Это я к тому, что железнодорожные перевозки, обезумевшие ценово, также вскоре должны прекратиться. И, судя по призывам соотносящиеся с властью  СМИ, почву эту готовят.

Пресса уже поясняет гражданам, что именно по железной дороге, а не воздушными путями, в Украину "стремится сепаратизм", что именно по железной дороге "подкармливают Донбасс".

А что же тогда останется? Как всегда – аварийно опасные бусы-маршрутки. Одни будут подвозить людей к границе, выгружать с предложением шествовать через кордон пешим маршем. Другие будут их встречать. В общем, все как на подступах к Крыму. Надо сказать, что услуга эта не дешевая, а стихийно дорогая.

Но вскоре для основной массы людей она станет единственным доступным способом проникнуть к родственникам в Украину или Россию. Она будет точно дешевле самолетного билета, стоящего теперь около $600 (ранее за $400 Аэрофлотом можно было долететь из Киева в Нью-Йорк или Пекин).

До решения Арсения Яценюка о запрете перелетов, украинские и российские авиакомпании совершали более 1600 перелетов в неделю из Киева в Москву и Петербург и обратно. Доходы от этих перелетов составляли около 15% заработков украинских аэропортов. Включая сопутствующие доходы от посещения пассажирами кафе, ресторанов и магазинов, получалось до $10 млн в неделю. На эти деньги содержался не только персонал авиакомпаний, но и персонал аэропортов, ныне сокращенный либо отправленный в отпуск на неопределенный срок.

Авиационное сообщение между Украиной и Россией. Справка

Угадайте, кто сейчас пошел работать в такси, которое возит киевлян в "Борисполь" и обратно? Правильно, те самые сокращенные работники. Такси повезло – теперь у него вместо "прокладки между рулем и сиденьем", работает высоко интеллектуальный персонал. Кстати, на обучение каждого из них было потрачено до $42 тыс. долларов. Но у нас страна богатая – может и пожертвовать такими суммами ради показа России своей запретительной мощи.

Сотрудники Росавиации и транспортного комитета российской Госудмы рассказывали мне, что каждая украинская авиакомпания прислала им по нескольку писем, чтобы именно ей разрешили в порядке исключения полеты в РФ. В устной форме представители компаний говорили о неадекватности решения украинских властей, а именно премьера Арсения Яценюка, решившего воспользоваться запретом IKAO на полеты в Крым спустя полтора года после его появления, о зато – накануне местных выборов.
Запрет полетов вступил в силу в день выборов. Видимо для Яценюка, ныне отправляемого в отставку, это звучит гордо. Теперь он сможет сказать, что его увольняют за украинский национализм, а не провалы в экономике.

Те же представители российских авиационных структур рассказывали мне, что на переговорах украинская сторона выдвигает заведомо невыполнимые условия (выплату миллиардных штрафов за полеты в Крым) и делает залихватские заявления, например, о том, что российская сторона просила о встречах и возобновлении полетов, а украинская ей гордо отказала. "Мы понимаем, что так не делается, мы знаем, что министр инфраструктуры Пивоварский не пойдет против воли Яценюка и ожидаем, что после его отставки полеты возобновятся", — говорят мне  собеседники, очень близкие к Мининфраструктуры Украины.

И они, и их российские коллеги предполагают, что запрещая полеты крупнейшего российского перевозчика "Аэрофлот", Арсений Яценюк ожидал от Москвы симметричных мер – запрета полетов для украинской авиакомпании МАУ, то есть — адресного удара по бизнесу давнего оппонента Яценюка Игоря Коломойского. Но запрет охватил все украинские авиакомпании, даже Wizz Air-Украина, оказавшуюся зарегистрированной как украинский перевозчик. А представители МАУ сделали заявление, что подняв цену каждого билета на $5, они компенсируют свои убытки от неполетов в Москву.

Авиакомпания "Трансаэро", которой запретили полеты в Украину. Справка

То есть, решение Яценюка ударило по украинской авиационной отрасли коврово, не точечно. А ожидаемая Lufthansa на эти маршруты зайти не смогла, так как перелеты между Украиной и Россией осуществляются согласно украинско-российскому соглашению (кстати, не разорванному). Он не предполагает участия в полетах авиакомпаний третьих стран.
Украинская  сторона отклонила предложение России считать, что межгосударственный договор стран, регулировавший до сих пор полеты, выше указов и постановлений о санкциях.

То есть, люди Яценюка отказались использовать этот, последний на данном этапе, шанс.

Авиакомпания "Аэрофлот", которой запретили полеты в Украину. Справка

Пока на украинцах зарабатывают эстонские, белорусские, чешские и молдавские авиаперевозчики, а замминистра юстиции Украины Сергей Петухов тешится тем, что "на 1 октября составлены 4750 протоколов о штрафных санкциях на 646 млн гривен (1,77 млрд руб.)"   , возникает вопрос: а как теперь украинцы будут летать, к примеру, в США? Раньше самыми дешевыми трансконтинентальными перелетами для нас были рейсы "Аэрофлота". Теперь же в нашем распоряжении остается МАУ.

И вот уже российские власти, оказывается, играют на стороне украинских авиакомпаний. И вот уже Росавиация просит открыть для двух украинских авиакомпаний — "Атласджет Украина" и "ЮТэйр-Украина" —полеты в Россию в зимнем сезоне. Эти перевозчики не вошли в российский список украинских компаний, которым запрещены полеты в РФ, но слышит гордый (или вынужденный) украинский отказ.

Кроме Арсения Яценюка запрет на авиаперелеты инициирует и "патронирует" секретарь украинского Совбеза Александр Турчинов. Это тот самый человек, который, будучи и.о. президента, спикера и "почетным трижды святым" употребил свою власть для того, чтобы решить конфликт на Донбассе не мирным путем, а методом военной операции, которая, как все мы могли заметить, оказалась для Украины неуспешной и трагичной, а для ее разрушенной войной промышленности – фатальной.

Но что могут сделать чиновники Мининфраструктуры против воли своих руководителей? Только ждать их смены и слушать звучащие из Москвы заявления о том, что "РФ в любом случае выступает за непрекращение воздушного сообщения между странами и будет обсуждать различные варианты того, как этого добиться".

"Многие из нас понимают экономическую целесообразность возобновления полетов, но наталкиваются на сопротивление премьера Арсения Яценюка и секретаря Совбеза Александра Турчинова. Тех, кто за продолжение полетов, обвиняют в не патриотизме и даже в сепаратизме. Потому мы ждем – вынужденно ждем", – говорят мне собеседники, близкие к Мининфраструктуры.

А пассажиры в это время запасаются терпением: из Киева – в Кощицу. Из Кощицы – в Прагу, а там и Москва недалече.

Закрытое небо. Авиакомпании РФ под санкциями. Инфографика.
Самое читаемое
    Темы дня