наверх
19.04.202414:03
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Кульбиты от МВФ, и пойдет ли Россия на реструктуризацию украинского долга?

Списание госдолга Украины кредиторами (399)

(обновлено: )5013113
Украинские власти в последние недели находятся в эйфории – Киеву удалось достичь некого соглашения о списании части государственного долга. Этот шаг подается как настоящий прорыв правительства Яценюка-Яресько.

Иннокентий Адясов, политэксперт

О чем же договорились на самом деле Украина и часть ее кредиторов?

По соглашению, реструктуризация предполагает выпуск новых евробондов, с погашением в 2019–2027 гг.,  и обмен их на существующие еврооблигации со сроком обращения до 2015–2023 гг. Ставка купона повышается с нынешних 7,22 до 7,75% годовых.

Кроме того, кредиторы получат новые бумаги, купон по которым будет выплачиваться с 2021 по 2040 г. и будет зависеть от состояния экономики Украины. Если рост ВВП после 2021 г. превысит 4%, Украина будет перечислять кредиторам до 40% стоимости этого добавочного роста.

Кредиторы согласились при этом списать 20% долга, а оплата по так называемому "телу кредита" переносится на 4 года.

Казалось бы, действительно прорыв. Но есть два "но": во-первых, Киев сначала настаивал на списании 40%  объема долга; во-вторых, речь идет только о так называемых "коммерческих займах" –  те же кредиты МВФ под списание не попадают.

При этом Киев в лице премьера Яценюка практически в ультимативной форме требует от Москвы согласиться на те же условия списания долга, что и остальные кредиторы.

Российский Минфин с таким подходом категорически не согласен и напоминает о возможности потребовать погашения кредита в размере 3 млрд долларов уже в декабре этого года.

Так удастся ли Москве и Киеву достичь какого-либо компромисса? Или ситуация станет неуправляемой?

Угроза дефолта Украины сохраняется

На прошлой неделе рейтинговое агентство S&P  подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг Украины на уровне СС с негативным прогнозом, несмотря на сообщение о реструктуризации 20% внешнего долга страны.

"Дефолт по долгу правительства Украины в иностранной валюте практически неизбежен", – говорится в пресс-релизе агентства.

Случаями дефолта S&P будет считать как мораторий на выплаты, так и обмен долговых обязательств. Ранее Fitch Ratings снизило рейтинг Украины по обязательствам в иностранной валюте до С – "дефолт неизбежен".

Соглашение между Минфином Украины и комитетом международных кредиторов Fitch расценило только как попытку Киева избежать дефолта.

Наталья Яресько, министр финансов Украины, рассказала СМИ об условиях дефолта в Украине. По словам Яресько, такая ситуация возникнет в том случае, если ВРУ не примет документ о реструктуризации долга.

Но даже если эти соглашения и пройдут через ВРУ (что будет сделать весьма проблематично в период начала распада правящей коалиции и взаимных претензий ее участников друг к другу), избежать дефолта Украине будет очень тяжело. И без системных договоренностей с Россией тут никак не обойтись.

Причем, речь идет не только об урегулировании вопроса долга в 3 млрд долларов, но и о восстановлении нормальных условий экспорта украинской продукции в РФ.

Без увеличения экспорта в стране просто не будет  валюты, необходимой для обслуживания внешних долгов.

По данным НБУ, темпы падения экспорта в июле 2015 года ускорились до 35,3% (по отношению к июлю 2014 года).

При этом, снизились объемы экспорта почти по всем основным группам товаров, в частности: минеральных продуктов (в том числе руд) – на 46,4%; продукции машиностроения – в 2 раза; продукции химической промышленности – на 33,7%; продовольственных товаров – на 20,2%.

В январе – июле экспорт товаров сократился на 35,4%, в частности, в страны ЕС – на 37,9%.

Экспорт в Россию снизился в 2,5 раза, его доля уменьшилась до 11,8% (с 19% за январь – июль 2014).

То есть и неспециалисту видно, что потеря валютной выручки из России критична, и переориентация украинского экспорта на ЕС ситуацию не спасает.

Признает ли МВФ российский долг государственным?

Как известно, Киев настаивает, что выделенные Украине в декабре 2013 года 3  млрд долларов, через покупку Россией украинских еврооблигаций, имеют статус коммерческого долга, то есть на него должны быть распространены правила реструктуризации, достигнутые на прошлой неделе.

Кроме того, по правилам МВФ срыв платежей по коммерческим  долгам не ведет к прекращению финансирования страны со стороны фонда. Но МВФ, весьма неожиданно для Киева, в споре о характере долга занял позицию Москвы.

Еще в июне этого года представители Международного валютного фонда пришли к выводу, что долг Украины России принадлежит к государственному, а не частному сектору, вследствие чего он должен быть выплачен в бесспорном порядке.

Читайте также: Сергей Фурса: списание госдолга для Минфина — дело принципа

Осведомленные источники в финансовых институтах сообщают, что предварительный вердикт, вынесенный МВФ, должен быть одобрен исполнительным советом организации в ближайшие месяцы.

Таким образом, в случае одобрения, МВФ поддержит позицию России.

Признание российского долга в качестве государственного выводит его из переговоров по реструктуризации заимствований, предоставленных Украине международным комитетом кредиторов.

Отказ же Киева от платежей по этому долгу автоматом приведет к прекращению финансирования со стороны МВФ.

"Сэкономленные за счет реструктуризации  средства все равно пойдут на выплату долгов перед Россией.  В противном случае Киев не сможет рассчитывать на новые кредиты МВФ – фонду запрещено выдавать займы правительствам, допустившим неуплату госдолга",  –  пишет в своем отчете Bank of America Merrill Lynch.

Оценка весьма неприятная для киевских властей и сильно сужающая их возможности финансового шантажа Москвы.

И что будет делать с этим долгом Россия?

Вопрос крайне непростой.

С одной  стороны, у российского Минфина есть все  формальные основания потребовать  возврата этих денег.

Кроме того, заем Киеву  выделялся из средств ФНБ  РФ (то есть пенсионных денег), а сейчас российские финансовые власти пытаются за счет использования средств ФНБ запустить несколько крупных инфраструктурных проектов – это один из рецептов оживления российской экономики.

И эти 3 млрд долларов сейчас крайне востребованы в финансовой системе РФ.

Но, с другой стороны, Москва явно не хочет полного  обрушения украинской экономики.

Одномоментное изъятие из золотовалютных резервов Украины 3 млрд долларов может вызвать банковский кризис и новую волну девальвации гривны. И одновременно поставит под вопрос и так весьма спорные возможности Киева оплачивать поставки российского газа.

Как представляется, для российского Минфина сейчас главная задача – не получить максимальную  прибыль от использования 3 млрд, а получить твердые гарантии сохранности этих денег. В этом случае Минфин, возможно, мог бы пойти на продление кредита Украине. Ставка кредита обсуждалась бы отдельно.

Читайте также: Реструктуризация госдолга. Даже списание 5% долга — большой успех

Что должен сделать для этого Киев – если, конечно, украинские власти действительно хотят избежать суверенного дефолта?

Первым шагом могло бы стать однозначное признание данного долга долгом государственному сектору.

И уже после этого Минфины России и Украины могли бы начать переговоры о пролонгации  кредита.

Однозначно такие шаги получили бы одобрение и со стороны МВФ.

При определенных условиях переговоры о пролонгации российского кредита могли бы идти в одном пакете с  газовыми переговорами  между Москвой и Киевом.

Но не возьмет ли верх политический популизм украинского правительства? Сейчас он – враг номер один для экономики Украины.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Сколько на самом деле заплатит Украина за "списание" госдолга. Инфографика
Самое читаемое
    Темы дня