наверх
20.04.202405:58
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Минск в поисках внешнеполитического курса: с оглядкой на Майдан

(обновлено: )65562
Итак, подтвердились слухи о переносе даты очередных выборов президента Белоруссии на более ранней срок: палата представителей Национального собрания РБ назначила их на 11 октября 2015 года.

Иннокентий Адясов, политэксперт

Глава Центризбиркома Лидия Ермошина при этом выразила надежду, что избирательная кампания окажется "не скучной, не сонной" и, в то же время, "не доставит таких потрясений", как это было в 2010 году.

Тогда подведение итогов выборов было отмечено массовыми для обычно спокойной Белоруссии акциями протеста несогласных, прежде всего в Минске.

Вечером 19 декабря 2010 года, после попытки митингующих взять штурмом Дом правительства, белорусские власти применили для разгона оппозиции внутренние войска и ОМОН (сейчас Александр Лукашенко особо подчеркивает, что при этом разгоне не погиб ни один человек).

Эти действия вызвали  резкую реакцию Запада и надолго затормозили процесс улучшения отношений Минска с Брюсселем и Вашингтоном.

Правда, в последние месяцы Запад явно настроен на поиск диалога с Александром Лукашенко и особо не акцентирует свое внимание на событиях декабря 2010 года.

Политическая целесообразность требует от западной дипломатии новых подходов к власти в Минске, и Лукашенко уже – не "последний диктатор Европы".

Будут ли выборы безальтернативными?

Наблюдатели и в Белоруссии, и за ее пределами сходятся в одном – Александр Лукашенко, безусловно, выиграет президентские выборы предстоящей осенью. Другой вопрос: с каким процентом голосов "за", и будет ли второй тур?

Для Лукашенко задача тоже непростая – надо не только выиграть выборы, но и попытаться убедить Запад, что эти выборы прошли максимально демократично.

Читайте также: Эксперт: вопрос выборов в Донбассе заводит в тупик минские переговоры

Здесь бессменный президент РБ явно хочет сыграть на опережение. 

"Считайте, что мы уже пригласили всех ваших представителей, которых вы считаете нужным направить для наблюдения за выборным процессом", – заявил Лукашенко 16 июня, встречаясь в Минске с генеральным секретарем ОБСЕ Ламберто Заньером и директором БДИПЧ ОБСЕ Михаэлем Георгом Линком.

Лукашенко может позволить себя такую открытость – оппозиция в стране расколота, у нее нет явного лидера, который мог бы составить реальную альтернативу бессменному "Батьке".

Оппозиция делает ставку на гипотетический второй тур. Мол, набравший наибольшее количество голосов оппозиционный кандидат и объединит всех недовольных.

Стратегия весьма спорная, но оппозиция рассчитывает на падение рейтинга Лукашенко из-за экономических трудностей в стране (хотя ни один оппозиционный кандидат так и не смог представить свою антикризисную программу).

Украинское "движение в Европу"

По данным Независимого института социально-экономических и политических исследований (надо отметить, что он действует из Литвы и финансируется западными фондами), нынешний электоральный рейтинг Лукашенко составляет 34,2%, снизившись за предыдущие полгода на 11%.

Кризис в России серьезно сказался и на экономике Белоруссии и вызвал падение уровня жизни белорусов.

Косвенный признак этого – президент РБ не обещает серьезного повышения зарплат бюджетникам накануне выборов, как это было в 2010 году.

Но на действующего президента работает консерватизм большинства белорусских избирателей: все-таки уровень жизни в Белоруссии сейчас несравненно выше уровня жизни в постмайданной Украине. Белорусы наглядно видят, к чему соседнюю республику привело "движение в Европу" любой ценой.

Даже если оценивать только экономические результаты, согласно официальным данным Таможенной службы Украины, за первое полугодие 2015 года экспорт товаров уменьшился на 40%, или 12 млрд долл (по сравнению с аналогичным периодом 2013 года). По сравнению с первым полугодием 2014 года падение составило 35%, или 10 млрд долл. Украинский экспорт в РФ упал на 60%.

Белорусское общество, в принципе, готово к реформам, но к реформам очень осторожным и без сокращения социальных гарантий и падения уровня жизни.

А для такого рода реформ нужны инвестиции и новые рынки сбыта для белорусской продукции. Это прекрасно понимает Лукашенко (его редкую политическую интуицию признают и самые радикальные его оппоненты).

Примечательно, что это понимают и оппозиционные кандидаты – все они подчеркивают крайнюю важность привилегированных экономических отношений с Россией.

И выбор внешнеполитического курса Белоруссии после выборов (хотя этот процесс активно идет уже сейчас) будет определяться тем, кто сможет предложить Минску наиболее привлекательные интеграционные проекты.

Безальтернативный Минск

Именно миротворческая деятельность Александра Лукашенко (отметим, что многие мирные инициативы он так или иначе согласовывает и обсуждает с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым) позволили белорусскому президенту выйти из политической изоляции на Западе.

Минск, помимо всем известного места подписания соглашений "Минск-1" и "Минск-2", стал местом работы контактной группы по Украине, в которой все рабочие подгруппы (по гуманитарным, экономическим, политическим вопросам и вопросам безопасности) возглавляют представители ОБСЕ.

Читайте также: Минский тупик: бои в Донбассе могут начаться в любой момент

Последние заседания контактной группы и подгрупп прошли в Минске 7 июля. По словам специального представителя ОБСЕ Мартина Сайдика, переговоры прошли конструктивно.

"Обсуждались разные темы. В экономической подгруппе шла речь о восстановлении водоснабжения и выплат пенсий на Донбассе", – сообщил Сайдик.

Рабочая группа по безопасности обсуждала ситуацию в Широкино и вопрос отвода вооружения калибром менее 100 мм из зоны конфликта.

Очевидно, что переговорный процесс требует нового импульса, но Минск стал, пожалуй, единственной площадкой, на которой стороны могут детально обсуждать все аспекты урегулирования в Донбассе.

Возможный прогресс в контактной группе тем более заметен на фоне фактической стагнации в "нормандском формате". В этом плане альтернатива белорусской столицы пока не найдена.

Минск становится весьма популярном местом для западных дипломатов в целом: 29 июня здесь прошел очередной, пятый, неформальный министерский диалог в рамках программы ЕС "Восточное партнерство".

"Беларусь всегда продвигала идею сделать "Восточное партнерство" по-настоящему прагматичной инициативой с сильным бизнес-компонентом", – отметил на встрече с коллегами глава белорусской дипломатии Владимир Макей.

Запад размораживает отношения, но денег не дает

Но Запад пока готов идти лишь на некоторые символические политические жесты (скажем, на отмену запрета на въезд ряда белорусских чиновников в ЕС, упрощение получения шенгенских виз для ряда граждан РБ или обсуждение возможности возвращения делегации РБ в ПАСЕ) – о каких-либо  серьезных экономических проектах речь не идет.

ЕС надежно закрылся пошлинами и от белорусской сельхозпродукции, и от текстиля, и от продукции МАЗа и МТЗ (хотя в странах Восточной и Южной Европы объективно есть потребность в этой относительно недорогой и надежной белорусской технике).

Снятие тарифных и нетарифных ограниченный на белорусскую продукцию не обещано и в рамках "Восточного партнерства", к политической части которого ЕС активно стремится подключить Минск.

И это дает серьезный шанс Москве еще более плотно "подтянуть" Минск к своим интеграционным инициативам.

Совершено оправданно с точки зрения союзнических отношений, что РФ лоббирует интересы Белоруссии в ШОС и БРИКС (это потенциально крайне привлекательные рынки для белорусской и совместной российско-белорусской продукции).

Есть и уже работающие институты, которые доказали свою эффективность. Казалось, c запуском ЕАЭС проект Союзного государства России и Белоруссии потеряет свою актуальность. На деле же вышло, что нет.

Та же программа импортозамещения в РФ была бы во многих отраслях просто невозможной без самых тесных кооперационных связей с белорусскими партнерами (Белоруссия занялась программой импортозамещения много раньше России).

Очевидный выбор

Быстрый эффект может быть получен, в первую очередь, в области сельского хозяйства (скажем, еще в 2014 году РФ завозила более 50% всего необходимого ей семенного картофеля из стран ЕС – Белоруссия готова полностью заместить их).

Так что России не стоит бояться, что Александр Лукашенко стремится нормализовать отношения с Западом, прежде всего, с ЕС. Любой белорусский лидер попытался бы извлечь максимальную выгоду для своей страны от географической близости с крупнейшим общим рынком в мире.

Но долгосрочную экономическую перспективу, которая была бы понятна и интересна Минску, ЕС в нынешней ситуации предложить не может.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня