наверх
28.03.202414:37
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Долг обещаниями красен: Украина шантажирует Россию дефолтом

2343110
20 июня Украина должна выплатить России 75 млн долларов купонного дохода по выпуску еврооблигаций на 3 млрд долларов от декабря 2013 года.

Иннокентий Адясов, политэксперт, для РИА Новости Украина

В принципе, это вполне заурядное событие — текущее обслуживание госдолга (Украина уже осуществила два купонных платежа по своим облигациям: в июне и декабре 2014 года) — стало основной темой в переговорах Москвы и Киева, отодвинув на второй план даже вопросы мирного урегулирования в Донбассе.

Так насколько критична ситуация, и сможет ли (а главное — захочет ли) РФ запустить дефолт Украины по ее суверенным обязательствам?

Порошенко провоцирует и подставляет

И на этот раз, несмотря на всю напряженность в отношениях между Москвой и Киевом, вопрос выплаты купонного дохода мог бы остаться темой переговоров межу Минфинами России и Украины. При этом большая часть СМИ и экспертов уделили бы этим переговорам максимум один-два абзаца.

Вполне вероятно, что представители Минфинов двух стран смогли бы прийти к некому компромиссу по обслуживанию долга Украины, и эти договоренности, по принятой практике финансовых переговоров, не стали бы озвучиваться.

Переговоры по обслуживанию госдолга — тема всегда деликатная, а в нынешних условиях крайне непростых российско-украинских отношений — деликатная вдвойне.

Но Петр Порошенко решил устроить из достаточно рутинного события (даже для сверхнапряженного бюджета Украины сумма в 75 млн долларов некритична) настоящий международный скандал.

Скандал международный, но при этом Порошенко пытается ударить по своим оппонентам внутри Украины. Так какие цели он преследует?

Президент Украины перед решающим моментом в переговорах о реструктуризации внешнего долга с клубом международных кредиторов (Москва в него не входит и настаивает на прямых переговорах с Киевом) охарактеризовал российский кредит в 3 млрд долларов как "взятку", которую его предшественник Виктор Янукович получил от России за отказ от евроинтеграции.

Первое. Порошенко, мягко говоря, лукавит — в ноябре 2013 года и тогдашний президент Янукович, и тогдашний премьер Николай Азаров говорили лишь об отсрочке подписания соглашения об ассоциации с ЕС из-за огромных экономических потерь в связи с уходом с рынков России и стран Таможенного союза. Но никак не об отказе от курса Украины на евроинтеграцию.

Заняв пост президента Украины, Порошенко уже сам был вынужден договариваться и с Москвой, и с Брюсселем об отсрочке начала функционирования зоны свободной торговли с ЕС, что позволило хоть как-то сохранить украинский экспорт в страны ТС.

В нынешней системе власти в Украине Порошенко как президент практически не отвечает за вопросы экономики и финансов. Это прерогатива премьера Арсения Яценюка и министра финансов Натальи Яресько.

Не секрет, что отношения Порошенко с Яценюком и большинством министров кабинета можно дипломатично охарактеризовать как весьма напряженные.

То есть Порошенко хочет подвинуть своих оппонентов к крайне скандальному и опасному решению — еще не было в Европе прецедентов невыплаты купонных платежей и тем более — отказа от погашения еврооблигаций.

Наталья Яресько этот маневр Порошенко сразу поняла и поспешила сыграть на опережение. Она подчеркнула, что Украина по-прежнему рассматривает долг по еврооблигациям на 3 млрд долларов, выкупленным Россией, как коммерческий. "Мы признаем этот долг как любой другой долг по еврооблигациям", — заявила министр на четвертом шведско-украинском бизнес-форуме в Киеве.

Яресько отметила, что Украина добивается реструктуризации долга по еврооблигациям для того, чтобы выйти на показатели, согласованные в программе Международного валютного фонда.

И здесь тоже лукавство налицо: долг перед РФ признаем, но признаем как коммерческий (дефолт по коммерческим долгам, по правилам МВФ, не служит препятствием для продолжения финансирования со стороны фонда). Как известно, Минфин РФ настаивает, что долг Украины по еврооблигациям — чисто государственный, и не готов сейчас обсуждать какое-либо списание.

Но в любом случае, вся тяжесть переговоров с Россией о судьбе долга в 3 млрд и условиях его обслуживания или досрочного погашения (что маловероятно) ляжет на Кабмин Украины, и прежде всего на Министерство финансов.

Порошенко брать на себя никакую ответственность за судьбу долга явно не будет.

Но скандальное заявление президента имело и вторую цель — перевести крайне сложный вопрос долга в некую политическую перебранку и на этом заработать для себя политические очки.

Москва думает над вариантами ответа

Еще до последнего скандального заявления Порошенко российский Минфин задумывался над мерами реагирования в случае отказа Украины от своего долга России по еврооблигациям.

Так, министр финансов России Антон Силуанов заявил, что в случае невыплаты Украиной долга по евробондам на 3 млрд долларов Россия в конце года обратится в арбитражные суды по английскому законодательству.

Шаг вполне предсказуемый, но и в Москве и в Киеве понимают, что это разбирательство может длиться долго — возможно, годами.

Что еще может сделать Москве в этой крайне непростой ситуации?

Прежде всего, Москва не заинтересована переводить вопрос долга Украины в некую политическую перебранку и очередной повод для политических обвинений. Вопрос долга — вопрос экономический.

В Киеве явно воодушевлены заявлением МВФ, что фонд готов продолжить финансирование Украины независимо от исхода переговоров с иностранными кредиторами.

Но, во-первых, это пока только заявление, и никаких денег из второго транша МВФ в Киев еще не поступило.

Во-вторых, предоставление новых кредитов МВФ увязано с крайне жесткими требованиями фонда по проведению социальной политики. На определенном этапе украинские власти неизбежно столкнутся с масштабным социальным взрывом. В этом случае финансирование со стороны фонда будет немедленно прекращено.

Кроме того, отказ платить по российским евроооблигациям надолго, если не навсегда, закроет для Украины большинство рынков капитала — мало найдется желающих давать в долг такому ненадежному заемщику.

Причем рынок капиталов будет закрыт не только для государственных органов Украины, но и для корпоративных заемщиков, что неизбежно приведет к волне дефолтов частных и государственных компаний и банков.

Далее. В случае признания займа в 3 млрд долларов украинскими властями "незаконным" неизбежно начнется пересмотр всех экономических соглашений между РФ и Украиной, подписанных с 1992 года.

Как следствие, российский рынок может быть практически полностью закрыт для украинской продукции.

Но парадокс в том, что Россия, несмотря на все обвинения киевских властей, не заинтересована в окончательном крахе украинской экономики (хотя бы исходя из суммы тех корпоративных кредитов — около 25 млрд долларов, которые были предоставлены российскими финансовыми структурами украинским партнерам).

Да, в крайнем случае Минфин России может продать украинские еврооблигации на вторичном рынке, но тогда дисконт будет явно выше 50% от номинала.

Так есть ли возможность не доводить ситуацию с украинским долгом РФ до радикальных решений?

Компромисс

Понятно, что вопрос долга может быть урегулирован при качественном улучшении отношений между Киевом и Москвой. Сейчас ожидать этого, увы, не приходится.

Но стороны могут на какое-то время найти некий компромисс по вопросу украинских еврооблигаций, выкупленных в декабре 2013 гола Минфином РФ.

Компромисс мог бы базироваться на следующих подходах: Россия не требует от Украины досрочного погашения долга в 3 млрд, а Киев обеспечивает оплату купонного дохода по еврооблигациям. ЕС дает гарантии этих оплат.

Компромисс по украинским еврооблигациям мог бы действовать два-три года, после этого срока стороны смогут снова вернуться к переговорам о дальнейшей судьбе долга Киева.

Безусловно, такой вариант неидеален и вызовет немало критики — как в России, так и в Украине. Но, как представляется, это сейчас единственно возможный выход.

Самое читаемое
    Темы дня