наверх
29.03.202416:37
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Саммит Украина-ЕС: вопрос Донбасса и слабость внешней политики Украины

Европа открывает для украинцев свои границы (783)

(обновлено: )233201
Эксперт-международник Николай Капитоненко в эфире "ГС" заявил: чтобы справиться с коррупцией, нужно усилить органы госвласти, и Евросоюз может Украине в этом помочь.

РИА Новости Украина – Радиостанция "Голос Столицы"

Самит Украина-ЕС состоится в четверг, 24 ноября, в Брюсселе.  Главным ожиданием Украины от него было решение по либерализации визового режима. Президент Петр Порошенко уже неоднократно заявлял, что Украина выполнила все 144 обязательства для того, чтобы получить безвиз. 

Читайте также: Идеология постмайданной Украины: полный отрыв от России и "никакой генетики"

Многие эксперты уверены, что на этом саммите конкретную дату получения нашей страной безвизового режима не озвучат. Именно потому, что не известно, когда будет разработан и запущен механизм приостановки безвиза с третьими странами – так называемый suspension mechanism. 

Согласно официальной программе 18-го саммита, Евросоюз  будут представлять президент Совета ЕС Дональд Туск и президент Еврокомиссии  Жан-Клод Юнкер, а Украину – президент Петр Порошенко. Будут обсуждаться вопросы: либерализация визового режима, выполнение Минских соглашений, программа реформ и антикоррупционных мер в Украине. 

Замглавы Администрации президента Константин Елисеев назвал саммит нестандартным и стратегическим. Кроме политических вопросов и региональной безопасности, также будут обсуждать энергетическую сферу. Для Украины, как транзитера топлива в страны ЕС, очень важны вопросы строительства газопроводов Opal и "Северный поток-2".

Какие вопросы будут подниматься на саммите Украина-ЕС, и каковы могут быть результаты для Украины, в эфире радиостанции Голос Столицы спрогнозировал директор Центра исследований международных отношений Николай Капитоненко.

Будет ли подниматься вопрос, связанный с безвизовым режимом, хотя бы на уровне очередной декларации?

– Думаю, да, какие еще вопросы поднимать, кроме как вопросы безвиза.

А больше нечего?

– Много чего есть, но мы поставили этот вопрос в центре повестки дня, поэтому, конечно же, мы о нем вспомним и еще раз заверим друг друга в том, что мы на правильном пути и скоро получим безвизовый режим.

Будут ли после этого объяснять украинцам, почему обещание Порошенко не было выполнено, о том, что с 24 ноября украинцы начнут без виз ездить в страны шенгенской зоны?

– Это уже активно делают. По моему, не первую неделю много говорят о том, что есть сложности внутри самого ЕС, что есть необходимость разработать механизм отзыва режима, что сейчас странам ЕС нужно определиться с его процедурами, а мы уже все выполнили. Я думаю, эта риторика продолжится.

Можно ли вообще говорить о каких-то сроках по этому поводу?

– Если бы я ставил свои деньги, то я бы поставил на следующий год, в течение года. Что-то более конкретное – слишком рискованное. Но и вряд ли ЕС сможет еще больше тянуть время. 

ЗСТ между Украиной и ЕС и соглашение об ассоциации. Могут ли на этом саммите подписать соответствующий протокол и закрыть вопрос о соглашении об ассоциации?

– Во-первых, мне не нравится сама идея подобного решения, потому что оно попахивает тавтологией. 

Ни в соглашении об ассоциации, ни в процессе переговоров о визовой либерализации… они не подразумевают ни членства Украины в ЕС, ни получения военной помощи, ни получения денег из структурных фондов, ни права украинцев на работу. То есть отдельным протоколом оформлять то, что и так очевидно, по-моему, – не совсем осмысленное решение. 

А во-вторых, опять же, эта проблема – внутренняя. Она касается согласования решений между национальными столицами и Брюсселем. Что-либо по этому поводу подписывать на саммите ЕС, тем более с Украиной, не совсем рационально. То есть, это то, что ЕС должен внутри себя прийти к какому-то решению, и потом нас поставить перед фактом. Это их внутренние проблемы.

Могут ли рассматривать вопрос об изменении квот на поставку украинских товаров по соглашению об ассоциации?

– Я думаю, что обсуждать его продолжат, конечно, но опять же, вряд ли какие-то решения будут приняты на саммите, потому что это вопрос технический в большей степени, тем более, учитывая состояние, в котором находится нынешняя украинская экономика и вследствие этого, состояние в котором находятся двухсторонние торговые отношения. 

То есть, это ведь вопрос, который будет решаться Еврокомиссией и потом на саммите в лучшем случае, и вряд ли на этом, скорее на следующем, какие-то принятые решения уже будут подписаны.

Будут ли обсуждаться вопросы, связанные с деятельностью газопроводов Opal и "Северный поток 2"?

– Я думаю, будут, потому что энергетика была и остается одной из самых приоритетных сфер в отношениях между Украиной и ЕС, сферой, где действительно находятся стратегические интересы сторон, и ситуация, которая возникла в связи с газопроводами "Северный поток 2", и Opal, и вообще политикой "Газпрома", и реакция Европы, возвращает нас к тем длительным дебатам, которые были порождены "газовыми войнами" между Украиной и РФ, и участием в них ЕС. 

Этот треугольник экспортер-потребитель-транзитер, к нему снова возрождается внимание, и поэтому нам бы очень хорошо стать членом европейского энергосообщества, но еще лучше, если бы его членом стала бы и РФ, что позволило бы включить ее в режим нормального управления газовой взаимозависимостью. 

Но даже без этого, даже если мы сможем самостоятельно сделать шаг в этом направлении, это будет очень здорово.

Можно ли решить вопрос о транзите российского газа через территорию Украины в двухсторонней формате: ЕС-Россия, либо ЕС-Украина? Либо для этого необходимо усаживать за стол переговоров все три стороны? 

– Рано или поздно нужно будет усаживать все три стороны, согласовывать, в частности, тарифную политику. 

Но учитывая географию газопроводов, уменьшившуюся зависимость несколько Европы от монополии российских газовых поставок, и вообще нынешнюю ситуацию на энергорынке, какие-то предварительные договоренности, естественно, могут быть просто двухсторонними между продавцом и покупателем. 

У России и ЕС уже есть возможности взаимодействовать в сфере поставок энергоносителей. Без участия Украины на всех этапах. То есть зависимость Украины как от страны-транзитера несколько уменьшилась, поэтому мы не будет присутствовать на всех этапах переговоров между РФ и ЕС.

Много внимания европейские чиновники уделяли вопросам выполнения минских договоренностей и мира на Донбассе. Эти вопросы будут подниматься на саммите? Какой риторики стоит ожидать?

– Стоит ожидать продолжения той риторики, которая была на протяжении почти всего 2016 года. 

Европейцы, несмотря на то, что очень заинтересованы, чтобы конфликт в Украине был каким-то образом в идеале решен, а как минимум заморожен, не имеют достаточно возможностей для того, чтобы на это повлиять. Поэтому, я думаю, они ограничатся еще одним призывом к сторонам выполнять условия минских соглашений, в виду отсутствия какого-либо лучшего формата управления этим конфликтом.

Будет ли на саммите подниматься вопрос борьбы с коррупцией в Украине?

– Он-то, конечно, будет подниматься, потому что ситуация с коррупцией в Украине не очень хорошая. 

Но, на мой взгляд, посадкой каких-то коррупционеров проблема не решается. Потому что коррупция – это системная болезнь, поражающая слабые государства и общества. И если нам удастся донести каким-то образом эту мысль до европейцев, что борьба с коррупцией в Украине это не обвинительные приговоры и не чиновники, сидящие в тюрьмах, а все равно будут приходить новые и заниматься коррупцией, а путь к борьбе с коррупцией лежит через усиление государственных институтов и превращения Украины в нормальное действующее эффективно государство. 

Помощь в этом отношении – это самое важное, что нам нужно на сегодняшний день от ЕС. Не безвизовый режим, не столько даже участие в "минском формате" и посредничество в украинско-российском конфликте, а помощь в создании нормально функционирующих государственных институтов – это корень наших проблем.

Украина и ЕС на этом саммите – равноправные партнеры, или Украина тут больше в роли некоего просителя?

– Никогда Украина и ЕС не были равноправными партнерами, всегда отношения между ними были асимметричными во всех отношениях и во всех сферах. 

И в этом как раз была слабость внешней политики Украины, внеблоковой, что в итоге мы оказались слабым партнером в отношении со всеми нашими соседями, теми которые уже стали членами ЕС, НАТО, с одной стороны, с другой стороны Россией или Турцией даже. 

Мы везде стали выступать слабым партнером, и везде нам стало гораздо сложнее отстаивать свои интересы, чем это было, когда мы получили независимость. То есть, равноправия тут как раз ждать не нужно, тут нужно уметь управлять этой взаимозависимостью.

Напомним, политический эксперт Янина Соколовская в эфире Голоса Столицы обратила внимание, что Европейский Союз стал для украинцев синонимом мечты и хорошей жизни.

Самое читаемое
    Темы дня