наверх
24.04.202417:20
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Хаос или упорядоченный хаос. Что будет с ценами на топливо?

(обновлено: )75742
Эксперт в сфере энергетики Леонид Косянчук в эфире "ГС" заявил, что Антимонопольный комитет слабо разбирается в рынке топлива, однако при этом пытается вручную его регулировать.

РИА Новости Украина — радиостанция "Голос Столицы"

Цены на топливо могут измениться. Для этого Антимонопольный комитет предложил Министерству энергетики и угольной промышленности, Министерству экономического развития и торговли и Государственной фискальной службе возобновить формирование индикативных цен на нефтепродукты.

Однако сперва надо внести изменения в Хозяйственный кодекс. Согласно законодательству, цены на бензин устанавливают сами трейдеры, ориентируясь на внешний рынок и курс валют. Если же изменить эту норму, то государство сможет непосредственно влиять на стоимость бензина.
Стоит ли вводить индикативные цены на топливо, в эфире радиостанции Голос Столицы пояснил президент Ассоциации объединения операторов рынка нефтепродуктов в Украине Леонид Косянчук.

Как введение индикативных цен отразится на стоимости бензина в Украине?

— В Хозяйственном кодексе, в статье №190, упомянуто, что рынок нефтепродуктов, как и прочие рынки, не относится к регулируемой государством сфере, и даже тот перечень регулируемых товаров, на которые государство устанавливало цены, был отменен, насколько мне известно, несколько лет назад Кабмином. Сложно комментировать непрофессиональные действия органов исполнительной власти, а тем более субъектов законодательной инициативы. Наверное, прежде чем выходить с этой инициативой, нужно было просто внести изменения в действующее законодательство. Но это не первый случай, когда АМКУ перебирает на себя несвойственные ему функции, начинает пытаться вручную регулировать.

На сегодняшний день операторы рынка, не имея маржи, не имея вообще заработка, просто выживают в условиях давления серого и черного рынка, в условиях того, что происходит с гривной, потому что мы очень зависимы от курса, потому что импорт составляет более 85%, а это значит: купили за доллары — растаможили в гривне — установили в гривне — получили выручку — попытались купить доллары. Но за это время, пока мы растаможили, завезли в торговую сеть, продали, получили гривны и пытаемся купить доллары, доллар уже не 24,50, а 27,30. А мы должны четко понимать, что курс НБУ на цены влияет непосредственно.

Ранее в Украине уже действовала схема формирования индикативных цен на нефтепродукты. Она была эффективной?

— Глупо менять столбы, если генерирует совершенно другая инстанция силу тока и величину напряжения в сети. То есть АМКУ следовало бы, наверное, обратить внимание на действия НБУ как регулятора и как-то увязать все эти процессы, потому что установить можно все что угодно. Пока не будет изменен закон, индикативная цена — рекомендательная. И это свидетельствует о том, что АМКУ слабо разбирается, как функционирует рынок и как формируется ценообразование.

Они хотят реанимировать что-то, к примеру, систему, которая была при Януковиче. И тогда действительно были рекомендованные цены, был коридор, но эти цены устанавливались по формуле, которая была согласована участниками рынка с правительством. И был подписан соответствующий меморандум. Сегодня этого ничего нет, и как они собираются устанавливать эти цены? Уже были такие случаи, когда-то Тимошенко в свой первый приход в Кабмин устанавливала цены. Это закончилось тем, что все бегали с канистрами по городу и искали топливо. Будет то же самое.

Невозможно строить коммунизм за свой счет. И продавать по тем ценам, которые кому-то кажутся правильные или политически обоснованные, и при этом поддерживать работу бизнеса. Это огромная инфраструктура, это десятки тысяч работающих, это огромные затраты на содержание. А покрыть это будет невозможно. Давайте установим цену, отпустим гривну, установим цены и будем ездить на "Богданах" — наверное, к этому все идет.

То есть даже если будут установлены индикативные цены, то все равно стоимость топлива не снизится?

— Правительство в том виде, в котором оно сегодня есть, и вообще наша власть, может с народом сделать все что угодно. Начиная от тех платежек, которые мы получаем, наших зарплат, которые в три раза уменьшились благодаря нашим умным руководителям НБУ и их кураторам в АП. Но цены можно установить, и даже наказание установить за нарушение этих цен. С учетом того, что сумма налогов в розничной цене более 45%, при том, что 40% стоит продукт, может быть, это и есть метод регулирования цен? Но государство же на это не пойдет, Минфину это не нужно, он должен отчитаться за наполнение госбюджета. А как он это может сделать? А за счет вот этого налога. Потому что с каждой тонны завезенного бензина государство наше получает больше намного, чем то государство, которое произвело этот бензин, переработав в какую-то нефть.

Читайте также — Эксперт: как выживает такси при кризисе топлива и кризисе цен

Ранее Леонид Косянчук в эфире радиостанции спрогнозировал, как изменятся цены на различные виды топлива.

Напомним, эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский в эфире "ГС" заявил, что если газа в ПХГ не хватит на зиму, будут решать проблему за счет собственного населения.

Самое читаемое
    Темы дня