наверх
20.04.202416:16
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Бортник: контроль над границей - самый сложный вопрос "Минска-2"

Донбасс: разведение сил под обстрелами. (1028)

(обновлено: )52730
Политолог Руслан Бортник в эфире "ГС" прокомментировал, что одним из самых спорных вопросов "дорожной карты" по Донбассу станет контроль над украинской границей, а самым компромиссным – введение вооруженной миссии ОБСЕ.

РИА Новости Украина – радиостанция "Голос Столицы"

Лидеры стран "нормандской четверки" до конца текущего года могут согласовать "дорожную карту" урегулирования конфликта на востоке Украины.  Начиная с 2017 года, может начаться прямая реализация этой дорожной карты. Об этом сообщает агентство "Интерфакс" со ссылкой на источники в политической подгруппе Контактной группы по Донбассу.

Ранее президент Украины Петр Порошенко заявлял, что в ближайшее время состоится встреча советников лидеров стран "нормандской четверки" для обсуждения проекта "дорожной карты" имплементации Минских соглашений.

Решит ли "дорожная карта" проблему Донбасса, в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал  политолог, директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

Читайте также: Бортник об интервью Порошенко: общество готовят к реализации "Минска"

При существовании разночтений после берлинской встречи лидеров  четырех стран, возможно ли предположить, что удастся разработать один документ, учитывающий  все предложения  и замечания?

— Вы знаете, как раз существование этих трактовок является свидетельством того, что договориться не удалось. И, действительно, последняя встреча, она, наверное, была самой неуспешной за всю историю работы "нормандской четверки". Это была пятая встреча, поскольку ни общих документов не удалось согласовать, ни даже сделать общего, нейтрального заявления по поводу работы норманнской четверки. Если говорить о новом плане, то это как бы не новый план. По большому счету вторые Минские соглашения как раз являются алгоритмом, планом выполнения Минских соглашения, которые, напомню, первые Минские соглашения были заключены после Иловайской трагедии в сентябре 2014 года. Во-вторых,  в Минских соглашениях есть конкретные даты, строки есть, но они не были просто реализованы сторонами, и что продемонстрировало то, что проблема не в строках и не в алгоритме даже, а проблема в невозможности или нежелании выполнения этих Минских соглашений. И я пока что не вижу, как новый алгоритм, как новый календарный план, третьи фактически Минские соглашения, каким образом он будет дополнительно гарантирован в части выполнения вот этого документа. Поэтому договориться можно о чем угодно, реализовать, выполнить что-либо будет крайне сложно.

То есть написать можно реалистические вещи, но нет путей для их реализации?

— Нет путей для их реализации и нет третьей стороны, нет верификатора объективного, который бы сказал, что вот это делается, это не делается, виновен тот или тот. У всех участников этого переговорного процесса есть возможность тайно в рамках гибридной войны срывать эти переговоры, причем обвиняя друг друга. Мне кажется, что до сих пор мы наблюдаем такую игру миротворческую, миротворческую риторику в отношении того, что Минские соглашения неоспоримы, их, безусловно, надо выполнять, но, к сожалению, за этой риторикой не стоят реальные действия и часто реальные желания их выполнять. Поэтому выполнить что-либо в рамках нынешнего формата будет крайне сложно. Это возможно только в случае либо какого-то обострения, или иного внутреннего кризиса у кого-то из участников этого процесса.

В запланированной "дорожной карте" какой вопрос будет наиболее спорным?

— Скорее всего, таким вопросом, я думаю, станет передача границы под контроль Украины и таким вопросом будет тот набор особенных полномочий, которые получат местные органы власти на территориях Донецка и Луганска после интеграции в Украину. Я не верю, что таким ключевым камнем преткновения может быть закон о выборах. Да, безусловно, он сложен, мы сегодня много о нем говорим, но избирательных моделей не так-то много и, в принципе, стороны могут найти понимание в части разработки такого закона. Но там, где вопрос коснется реального контроля над территориями, реального контроля над финансовыми потоками, политической жизнью, правовой ситуацией этих территорий, вот там нам грозит, действительно, настоящей борьбой, которую мы еще не наблюдали.

Одним из пунктов "дорожной карты" по Донбассу должен стать  вопрос  безопасности. Насколько реальна идея с полицейской миссией,  учитывая, что мандат ей  должна дать каждая страна ОБСЕ, также необходимо финансирование, дополнительный человеческий ресурс,  гарантии безопасности и прочее?

— Вопрос полицейской миссии ОБСЕ не является очень конфликтным, и это один из самых простых в рамках Минских переговоров. Напомню, что миссия ОБСЕ сегодня и так работает в регионе и вооружить ее, выдать каждому по пистолету большого сопротивления у сторон это не вызывает. Все понимают чудесно, что миссия ОБСЕ не может быть эффективной. Только около тысячи километров границы между Украиной и РФ плюс линия разграничения 16 тысяч квадратных километров, которые не контролируются Украиной, этих территорий Донецка и Луганска сопоставимых с Черногорией, их не способна контролировать даже вооруженная миссия ОБСЕ в составе одной, двух, полутора тысяч человек, как это запланировано. Для этого нужны абсолютно другие ресурсы, миссия из расчета 40, 70 тысяч человек, в крайнем случае, так считали. Поэтому это больше сегодня предмет для живых торгов, я думаю, что все стороны согласны, потому что миссия ОБСЕ не угрожает ничьим интересам, она просто не способна реально контролировать ситуацию. Миссия ОБСЕ устраивает и Россию, безусловно, потому что она имеет серьезное в ОБСЕ лобби, Поэтому, я думаю, что это наименее конфликтный пункт.

Ранее политолог Кирилл Молчанов в эфире "ГС" сказал, что реализацию политической части Минских соглашений затягивают, поддерживая конфликт в "теплом" состоянии.

Самое читаемое
    Темы дня