Президент Украины Петр Порошенко выдвинул условие участия во встрече в "нормандском формате". Как сообщает пресс-служба главы государства, президент не поедет в Берлин, если там будут обсуждаться политические пункты минских договоренностей. А именно – предоставление оккупированным территориям особого статуса и проведение там местных выборов. Сначала должна решиться проблема с безопасностью, а переговоры целесообразны исключительно для утверждения "дорожной карты" "Минска", подчеркивают на Банковой.
Ранее посол России во Франции сообщил, что канцлер ФРГ Ангела Меркель пригласила президентов Украины, России и Франции 19 октября на ужин в Берлине.
Состоятся ли переговоры "нормандской четверки" и когда, прокомментировал в эфире радиостанции Голос Столицы эксперт-международник Борис Бабин.
Действительно ли заинтересованы европейские партнеры в проведении встречи в "нормандском формате"? Насколько сейчас актуальны вопросы Украины в ЕС, где масса своих проблем?
– Для участников нормандского процесса соответствующие вопросы являются актуальными.
Почему? Сам нормандский процесс — политический процесс, является формой реализации так называемых минских договоренностей. Опять же, хотелось бы напомнить, что Минские договоренности не являются международными договорами. Они являются политическими, а не правовыми обязательствами. И поэтому есть такой своеобразный политический, а не правовой механизм. Поэтому участие четырех стран в нормандском переговорном процессе, собственные позиции этих стран – это все политические, а не правовые вопросы. Это главное.
Относительно заинтересованности. Безусловно, Меркель и Олланд сегодня находятся уже в конце своей, откровенно говоря, политической карьеры, им хочется ее завершить как-то более-менее удачно. В частности, относительно, например, мирного решения конфликта. Какой же политик не хочет мирно урегулировать конфликт?
Опять-таки, это им необходимо не для Украины и не для России, это им необходимо для собственных избирателей, которым можно нарисовать несколько иную картину реальности, чем, например, для украинцев, для россиян. Именно в таком формате координат следует понимать позиции Меркель. Это немецкий политик, и она руководствуется собственными политическими амбициями и, соответственно, определенными электоральными ожиданиями.
Не впервые ли президент Порошенко выдвигает требования к участникам "нормандского формата". Но стоит вспомнить, что неоднократно и в Германии, и во Франции говорили, что вопрос безопасности является самым главным, а потом все политические аспекты?
– Здесь хотелось бы с вами согласиться в главном. Действительно, это очень хорошо, когда Украина, наконец, может поставить какие-то требования. Это означает, что та ситуация, в которой мы находились год, два года назад, страшная и позорная относительно фактического нашего военного поражения, она постепенно отходит в прошлое.
Украина уже имеет политические, как говорится, основания предлагать свою позицию, свою повестку дня. Скорее всего, с этим не согласятся другие участники переговоров. Неоднократно и Меркель, и Олланд заявляли о том, что политические условия должны быть выполненными независимо от требований безопасности.
Фактически, если быть откровенными, что такое минские договоренности? Минские договоренности – это договоренности о капитуляции Украины. Мы имеем режим такого квази-мира, и за это мы соглашаемся изменить собственную Конституцию так, как хочет другое государство. Это, если перевести минские условия на человеческий язык.
Единственное, что спасает Украину в этой ситуации, то, что это не является договором. Это политические обязательства.
То есть участники переговоров не согласятся на требования украинского президента?
– Откровенно говоря, я не вижу такой искренней заинтересованности, например, нашего президента, чтобы переговоры были на их условиях, которые выдвинуты Олландом недавно, когда он в интервью давал определенное собственное видение. Поэтому если даже этих переговоров и не будет вообще, я не удивлюсь.
Если они будут, думаю, стороны там покажут разницу позиций. Но опять-таки для инициатора этих переговоров, Меркель, хорошо уже и то, что стороны, например, согласятся поехать в Берлин просто пообщаться. Для внутреннего пользования, это можно преподнести как такой огромный шаг вперед.
Не стоит забывать, что этот процесс такой очень слабый, на грани жизни и смерти. Ибо за 2016 год, насколько я знаю, не было никакой встречи глав государств, и было лишь две встречи министров иностранных дел государств-участников нормандского процесса. Это явно свидетельствует о том, что сторонам не о чем общаться, если быть откровенным.
Информацию о том, что канцлер Ангела Меркель пригласила на встречу лидеров "нормандской четверки", распространил российский посол во Франции. Это может свидетельствовать о кулуарных договоренностях относительно будущих переговоров в обход Украины?
– Возможно, есть какое-то согласие трех сторон переговоров относительно, например, единой позиции, условно говоря, России, Германии и Франции. Пусть они займут общую позицию.
Но, как говорится, пикантность этих переговоров в том, что без общего согласия всех, в частности Украины, дальше переговоры не пойдут. Потому что ни Германия, ни Франция не будут заставлять Украину выполнять эти условия силой, скажем так.
Состоится ли встреча в Берлине 19 октября и какие результаты она принесет для решения конфликта на Донбассе?
– Откровенно говоря, состоится она или нет, это никак не повлияет на развитие конфликта. Единственный залог решения конфликта – это наши вооруженные силы и мощная дипломатия. Все остальное – это лишь бумажная обертка для этих вопросов.
Директор Информационно-политического центра "Перспектива" Павел Рудяков в эфире Голоса Столицы заявил, что встреча "нормандской четверки" состоится до конца ноября, на ней Петр Порошенко даст обещания, которые вряд ли сможет реализовать.