Процесс между ПАО "Газпром" и НАК "Нафтогаз Украины" начался 25 сентября в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма. Предмет исков этого дела — контракты на поставку газа из России в Украину и транзит газа через территорию Украины от 2009 года. Устные слушания по делу продлятся до 10 октября, а решение должны будут вынести до конца первого квартала 2017 года.
Основная часть претензий "Газпрома" к "Нафтогазу" в рамках этого дела приходится на штрафы за недобор газа по контрактному правилу "бери или плати". "Нафтогаз" же требует от "Газпрома" изменения цены, возмещения переплат за не пересмотренные цены на газ и транзитные ставки, а также отмены запрета на перепродажу газа.
В целом "Газпром" требует от "Нафтогаза" более 30 миллиардов долларов, а сумма исковых претензий "Нафтогаза" к "Газпрому" — немногим более 14 миллиардов долларов.
Как разрешится спор между "Газпромом" и "Нафтогазом" в эфире радиостанции Голос Столицы спрогнозировал эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский.
Каков ваш прогноз по этому делу между "Газпромом" и "Нафтогазом"? У кого какие шансы, по вашему мнению?
— Арбитраж будет выносить решение, исходя не из политических мотивов, а — сугубо экономических, то есть, исходя из положений, которые прописаны в контракте на поставку газа и на транзит газа по украинской территории. Я думаю, что Стокгольмский арбитраж во избежание создания прецедентов попытается принимать по каждой из взаимной претензий какие-то более-менее компромиссные решения, то есть однозначных решений, что кто-то был неправ, кто-то был прав, я думаю, не будет. Скорее всего, арбитраж попытается соблюсти паритет при решении этого дела.
Получается, что закрываются глаза на какие-то экономические показатели, очень четкие в данном случае?
— Нет, на показатели глаза не будут закрываться. У нас просто не совсем верно истолковывают вообще процедуру арбитража в Стокгольме. У нас ожидают того, что вот добрые дяди в мантиях скажут: знаете, а "Газпром" должен продавать Украине газ по 100 долларов. Вот этого не будет. Я говорю о компромиссе в том плане, что Стокгольмский арбитраж попытается не создавать прецедентов. То есть Стокгольм не ответит на вопрос, какая цена на газ должна быть для Украины, по каким правилам должен происходить транзит. Стокгольмский арбитраж может сказать, что цена в предыдущие периоды не соответствовала среднеевропейским, и там возможны какие-то ретроактивные платежи со стороны "Газпрома". Также он однозначно примет во внимание недобор газа. Но давайте не забывать очень важный момент, что после подписания в 2009 году контрактов в Москве, в 2010 году были подписаны так называемые Харьковские договоренности. И контракт как просто договор между двумя хозяйствующими субъектами перестал носить сугубо экономический характер, он стал политическим, потому что был подкреплен межгосударственным протоколом между правительством Украины и правительством РФ. То есть сторонам в любом случае нужно будет садиться за стол переговоров и определяться, по каким правилам, на каких условиях, по какой цене будут происходить дальнейшие взаимоотношения — и что касается поставок, и что касается транзита. Принудить или обязать стороны к заключению каких-либо договоренностей на каких-либо условиях — вот это не может сделать Стокгольмский арбитраж.
То, что сейчас "Нафтогаз" напрямую подчиняется Кабмину, будет ли на пользу Украине в Стокгольмском арбитраже?
— В контексте Стокгольмского арбитража это никоим образом не влияет, потому что НАК "Нафтогаз" и так был подчинен Кабмину, просто через Минтопэнерго — в свое время, сейчас — Минэнергоугля. Поэтому, когда господин Коболев начал заявлять о том, что решение МЭРТа может повлиять на ситуацию в Стокгольмском арбитраже, может повлиять на кредитование со стороны Всемирного банка, то это не совсем соответствует действительности, потому что структура собственности не изменилась, а это самые главные вопросы для Стокгольмского арбитража и для западных кредиторов.
Зачем тогда Кабмин подчинил себе "Нафтогаз" напрямую?
— У нас идет очень жесткое противостояние между политическими группами. В данном случае, речь идет о противостоянии между "Блоком Петра Порошенко" и "Народным фронтом", потому что господин Коболев считается креатурой "Народного фронта". В нынешней, достаточно сложной экономической ситуации, разворачивается борьба за финансовые потоки. В данном случае вся ситуация вокруг НАК "Нафтогаз" — это не больше, чем вопрос контроля, какая из политических сил будет контролировать достаточно финансово мощную структуру. Я думаю, что в данном случае есть намерения вернуть под контроль НАК "Нафгогаз Украина" "Укртрансгаз" и "Укргаздобычу", — это основные активы, которые приносят доход и НАК "Нафтогаз Украины" пока, как материнской компании, и в украинский бюджет.
Устные слушания продлятся до 10 октября, а решение должны будут вынести до конца первого квартала 2017 года. Это так?
— Так планируется. Мы не знаем, как будут развиваться события в Стокгольме, потому что, как показывает практика, арбитражные разбирательства могут длиться достаточно долго, тем более на кону сумма взаимных претензий, которая может быть номинирована на рекорд, исчисляемая десятками миллиардов долларов. Более того, от решения Стокгольмского арбитража очень во многом будет зависеть и дальнейшая архитектура европейского газового рынка. Поэтому я не исключаю, что при планах на первый квартал 2017 года, сам процесс может затянуться дальше.
Напомним, ранее эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский в эфире "ГС" прокомментировал, смогут ли решения по реформированию "Нафтогаза" привести к отказу Стокгольмского суда рассматривать иск Украины к российскому "Газпрому".