наверх
09.08.202223:04
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Политолог: закон о спецконфискации и подковерные игры депутатов

(обновлено: )26020
Генпрокурор заявил, что против министра МВД возбуждено уголовное дело, новый закон о спецконфискации позволит внести в бюджет активы Януковича, в ВР предлагают ужесточить наказание за оскорбление государственных символов. Cобытия комментирует политолог Василий Мокан.

В отношении министра внутренних дел Арсена Авакова открыто и расследуется уголовное дело. Об этом заявил генеральный прокурор Юрий Луценко. По его словам, поводом для этого стало письмо председателя Центра противодействия коррупции Виталия Шабунина.

Позже пресс-секретарь генерального прокурора Лариса Сарган заявила, что ведомство считает обвинения в адрес министра Арсена Авакова "плодом воображения".

Кабинет Министров Украины утвердил и направил в Верховную Раду законопроект о спецконфискации, который позволяет в досудебном порядке арестовывать денежные средства и другие активы, полученные преступным путем.

Читайте также: Луценко промахнулся. "Дело" против Авакова, последствия

Комитет парламента по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности рекомендовал ВР принять за основу законопроект о внесении изменений в законодательство Украины относительно усиления защиты государственных символов и уточнения обстоятельств их использования.

Эти и другие события в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал политолог Василий Мокан.

ПРОТИВ АРСЕНА АВАКОВА ЯКОБЫ ОТКРЫЛИ УГОЛОВНОЕ ДЕЛО

Генпрокурор Украины Юрий Луценко сообщил об открытии уголовного дела в отношении министра МВД Арсена Авакова. Глава ГПУ не раскрыл подробности того, что инкриминируют министру, заявив лишь, что производство открыто по заявлению главы Центра противодействия коррупции Виталия Шабунина.

Что вам известно по поводу этой информации?

— Здесь параллельно идут два процесса. Первый процесс — это то, что очень много сейчас заинтересованных, чтобы у нас сменился министр МВД. Соответственно, раскручивается всяческими возможными способами кампания по дискредитации Авакова как министра, соответственно, инициирование и поддержка постановления о его отставке. Аваков — не простая фигура на нынешней политической шахматной доске Украины, потому что фактически — это один из лидеров НФ, который сейчас составляет костяк коалиции в ВР. Если мы вспомним события полугодовой давности, когда у нас преодолевался парламентско-правительственный кризис, то еще тогда было много желающих, чтобы в новом правительстве Гройсмана не было Авакова, и не было такого министра МВД, а его бы заменили на другую фигуру. Мы помним, что были очень жесткие кулуарные торги, дискуссии, и в итоге это все закончилось тем, что НФ ультимативно сказал, что Аваков должен остаться на своей должности. Соответственно, это послужит гарантией сотрудничества БПП и НФ. Другое дело, что за эти полгода особо себя ничем МВД не проявило. Более того, был ряд негативных событий, связанных с деятельностью министерства. И соответственно это дает основания сейчас поднимать тему его возможной отставки.

Просто это очередная волна?

— Безусловно. Просто появились дополнительные аргументы и основания снова эту волну поднять. Тем более, я все-таки связываю это с событиями вокруг телеканала "Интер", которые недавно были. Небезосновательно там фигурирует имя Авакова и его приближенных соратников. Я связываю события с активизацией гражданского корпуса "Азов", который также небезосновательно связывают с Аваковым, и приписывают ему кураторство над ними. Имею в виду, активность всевозможных разнообразных акций протеста. Я небезосновательно связываю это все с тем, что есть желание очень давно у пропрезидентской силы и лично у Петра Алексеевича сконцентрировать в одних руках руководство всеми силовыми структурами в Украине. Соответственно, это также угроза. И этого не следует допускать. То есть, если бы сейчас меняли Авакова на кого-то другого, это в любом случае должен быть представитель другой политической силы,  а не БПП, чтобы был некий баланс системы сдерживания и противовесов, потому что предыдущие президенты у нас уже концентрировали в одних руках силовые структуры, и мы помним, чем это заканчивалось.

Другой аспект, что это, безусловно, атака против Авакова. Во-первых, согласно законодательству, ГПУ обязана реагировать на обращения, если они являются обоснованными, и вносить в реестр досудебных расследований. Но это не означает, что то или иное лицо, если производство открыто, в чем уже обвиняется. Человек становится обвиняемым только тогда, когда ему обоснованно объявили подозрение. То есть, если мы говорим о деле против Авакова, то в информационном плане он вроде уже в чем-то виноват, а по факту, по законодательству — он просто фигурант дела. Очень вероятно, что дело будет закрыто, и против Авакова не будет возбуждено никаких уголовных дел.

ЗАКОН О СПЕЦКОНФИСКАЦИИ

Кабмин обещает внести в ВР новый законопроект о конфискации активов граждан, полученных или приобретенных преступным путем. Министр юстиции Павел Петренко сказал, что украинское правительство вносит все-таки проект закона. Данный механизм позволит до приговора суда конфисковать в госбюджет активы подсудимых, происхождение которых они не могут объяснить.

Есть ли в этом законопроекте подводные камни, чего нам от него ждать? Поскольку его принимают накануне закона о госбюджете, таким образом, пытаются закрыть все дыры? Или это механизм, который позволит выведенные или украденные деньги вернуть в законное владение?

— Вокруг закона много мифов, но нужно четко сконцентрироваться вокруг нескольких аспектов. Первое — это закон о спецконфискации является законом номер один, который ставит на повестку дня "Народный фронт" и ультимативно говорит БПП, давайте принимать в ВР, иначе дальнейшего сотрудничества не будет. Ясно, что никто не пойдет на сценарий развала коалиции до досрочных выборов. Это не в интересах "Народного фронта" и БПП, но соратники услышали послание, и президент в ежегодном послании при открытии нынешней сессии парламента дал сигнал, что закон о спецконфискации будет принят в ближайшее время. Соответственно, очень грамотно поступили, что инициировать уже третий законопроект. Два предыдущих — были провалены еще на уровне комитетов, и в ВР не было голосов. Очень грамотно, что его подавали не нардепы, а именно правительство. Соответственно, эта редакция имеет несколько существенных изменений. Во-первых, этот законопроект упрекали, что он будет касаться всех граждан Украины, и он нарушает базовое право граждан на защиту, презумпцию невиновности, то есть у любого гражданина могли без решения суда предварительно конфисковать его средства. Это была основная угроза, и говорилось, что закон мог касаться не только соратников режима Януковича, против которого он фактически направлен, а мог касаться любого. На основании комментариев, которые давали Минюст и нардепы, можно сказать, что сейчас спецконфискации могут подвергаться только те лица, которые уже находятся под следствием более, чем полгода. Сам закон будет действовать только до 1 января 2017 года, то есть это временный закон, и соответственно все упреки, что рядовые граждане могут стать субъектами преследования по этому закону отбрасываются.

Второй важный аспект. Когда предыдущая редакция закона была в ВР, ЕС дал четко понять Украине, что это будет нарушение так называемого безвизового пакета между Украиной и ЕС и предоставление Украине безвизового режима будет под вопросом. Соответственно, новую редакцию направляли в европейские институции и вроде получили положительные заключения. Третий момент. Мне кажется, этим законопроектом возвращаемся к тому, кто его лоббирует и почему. "Народный фронт" преследует две цели. Первое — это то, что в бюджете на нынешний год правительство Яценюка заложило 40 миллиардов гривен на оборону, которых реально нет и которые должны быть получены в результате закона о спецконфискации, и 1,5 миллиарда долларов Януковича, которые сейчас арестованы, должны были пойти на оборону. То есть фактически в бюджет заложены средства, которых физически не было. Поскольку закон еще не приняли — дыра в 40 миллиардов, такой дефицит бюджета. Поэтому, возможно, закон будет принят на ближайшей пленарной неделе, но есть основания считать, что эти средства не успеют до конца бюджетного года освоить. Тогда их заложат в бюджет следующего года. Вторая цель, которую преследует "Народный фронт" и так называемая группа Пашинского, — чтобы таким образом завуалировать конфискованные нефтепродукты Курченко, в отношении которых была в СМИ информация об определенных спекуляциях. Возможно, это попытка замести следы того, что было сделано в предыдущее время. Если там есть злоупотребления, это вопрос к НАБУ, а не к депутатам и не к правительству.

ОБ УЖЕСТОЧЕНИИ НАКАЗАНИЯ ЗА ОСКОРБЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИМВОЛОВ

В Верховной Раде предлагают ужесточить ответственность за незаконное использование государственных символов. Предполагается внести изменения в статью о надругательстве над государственными символами, расширить перечень случаев, когда в рекламе позволяют использовать или имитировать изображение государственного герба, флага и звучания гимна, государственных символов других государств.

Чего не хватает в нынешнем законе?

— Здесь речь идет о том, что ужесточается административная ответственность за надругательство над государственной символикой. Предлагается облагать штрафом граждан, организации или юридические лица, которые будут не регламентировано обращаться с символикой, от 30 до 50 необлагаемых налогом минимумов. Но проблема в том, что в заключении научно-экспертного управления ВР, которым сопровождается этот законопроект, сказано, что у нас недостаточно законодательно урегулировано понятие и сам механизм использования государственных символов. То есть у нас есть отдельно закон о Государственном флаге, о Государственном гимне, о рекламе, где упоминается, как могут использоваться символы. Но для того, чтобы облагать штрафами граждан и учреждения, требуется более детальное регламентирование государственной символики. Рекомендуется вместе с этой идеей о повышении ответственности конкретнее и компетентнее регламентировать именно обращение с государственной символикой.

Описать, что нельзя делать с государственной символикой?

— Наоборот, что можно делать. Дальше идет речь о том, что расширяется перечень того, где может использоваться государственная символика. Сейчас набирает обороты социальная реклама от органов государственной власти по АТО и волонтерству. Неплохая и нужная идея, потому что она нужна государству в контексте реформ — вещи рекламирует и объясняет людям, что происходит, предлагается официально разрешить использовать государственную символику и гимн. Этот законопроект можно положительно оценивать. Среди авторов законопроекта есть представители разных политических сил, как коалиционных, так и оппозиционных. Поэтому есть основание считать, что он может появиться на сессии в ближайшее время и получить достаточное количество голосов.

О ВИЗИТАХ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ФРАНЦИИ И ГЕРМАНИИ

В Киеве сегодня, 14 сентября, состоялся большой слет министров иностранных дел. В частности, в столице находились глава немецкого МИДа Франк-Вальтер Штайнмайер и глава МИДа Франции Жан-Марк Эро.

В каком контексте нам воспринимать эту встречу? На заявления обращать сейчас особое внимание? Что они означают для Украины сейчас?

— Я понимаю, для чего эта встреча сейчас проводится, и что является первоочередным на повестке дня этих переговоров. Прежде всего, речь идет о том, чтобы реально проговорить и обеспечить режим тишины на Донбассе и начать реальный процесс разведения техники и войск. На сегодняшний день для того, чтобы было какое-то движение в направлении выполнения минских соглашений, нужно обеспечить безопасность на Донбассе. То есть сейчас на уровне министров обсуждалась дорожная карта, как называют ее дипломаты, выполнения минских договоренностей. И фактически будет прописано, каким образом сейчас обеспечить тишину, отвести войска и технику, и начать или продолжить процесс обмена пленными, разминирование территорий.

А все эти процессы сейчас в присутствии министров иностранных дел Франции и Германии, которые отправятся на Донбасс, вдруг запустятся или частично им покажут, что все выполняется, министры уедут, а мы можем вернуться в начальную какую-то точку?

— Нет, на самом деле сейчас идет речь о каком-то реальном прогрессе в минских соглашениях. Потому что на самом деле стороны заинтересованы в дальнейшей реализации минских соглашений. Украина заинтересована в плане обеспечения тишины, соответственно, перед угрозой того, что в январе 2017 года уже могут быть ограничены санкции против РФ. А Россия сейчас озабочена тем, что Украина не идет на выполнение политических договоренностей в рамках "Минска", потому что фактически сейчас обстрелами, приостановлением обмена заложниками, постоянным давлением и психологическим, и дипломатическим, и финансовым, всеми различными способами, ведь на Украину давит не только Россия, но и наши партнеры из ЕС для того, чтобы Украина сделала первый шаг в рамках "Минска", и как минимум пошла на голосование в ВР закона о выборах на оккупированных территориях. Таким образом, продемонстрировав якобы готовность в дальнейшем выполнять свои обязательства. То есть фактически сейчас идут торги, в какой последовательности выполнять пункты минских соглашений. Если Украина говорит, что давайте начнем с первого пункта — с тишины и безопасности, которую Россия никогда не выполняла. А Россия говорит, что безопасность безопасностью, давайте постоянно напоминать Украине и давить на нее по поводу политического блока. То есть фактически на сегодняшний день Россия пытается построить эти переговоры, блокируя "нормандский формат", блокируя и переговоры в трехсторонней группе, чтобы любой шаг в направлении тишины сопровождался аналогичным политическим шагом со стороны Украины.

Самое читаемое
    Темы дня