наверх
18.04.202422:42
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Почему нужна спешка с принятием бюджета-2017? Мнение эксперта

Шоковая терапия: тарифы, платежки, протесты. (478)

(обновлено: )73903
Желание Украины продолжить сотрудничество с МВФ заставит принять более-менее реалистичный бюджет, который не будет сталкивать в дополнительную пропасть украинских налогоплательщиков будущих поколений, считает Олег Устенко.

Правительство намерено доработать и подать в парламент в кратчайшие сроки проект бюджета на 2017 год. Премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что государственная смета будет совершенно "честной". В то же время угроза несвоевременной подачи в Раду проекта госбюджета сохраняется.

Успеет ли Украина в срок принять бюджет и насколько он будет реалистичен, в эфире радиостанции Голос Столицы спрогнозировал исполнительный директор международного Фонда Блейзера Олег Устенко.

Успеют ли подать вовремя проект бюджета на рассмотрение ВР и принять его?

— Если действительно в среду, 14 сентября, будет рассмотрен вопрос Украины в МВФ по поводу продолжения нашего сотрудничества с МВФ, то кредит, который сможет получить Украина, он не будет такого же объема, какой изначально заявлен в меморандуме о сотрудничестве. Он не будет 1,7, а будет меньше. Я бы предположил бы — около 700 млн. Это означает, что следующая порция кредита будет выдана в том числе, если Украина сможет показать реалистичный бюджет на следующий год.

Этот бюджет нужен не только МВФ, не мешало бы на него посмотреть и украинским налогоплательщикам, на его реалистичность. Поэтому, исходя из этого, я бы сказал, что Украина должна где-то к ноябрю быть с бюджетом. Если этого не произойдет, то тогда финансово-экономическая обстановка в стране может снова дестабилизироваться. Уровень государственного внутреннего и внешнего украинского долга составляет, это то, что государство Украина, то есть все налогоплательщики должны, порядка 90% ВВП. Это значит, что каждый год, мы должны платить порядка  5% нашего ВВП только за обслуживание по кредитному ресурсу. 1/20 часть страна работала целый год и должна будет отдать просто за уплату за проценты. Поэтому в наших интересах, чтобы бюджет был реалистичным, чтобы дефицит не был завышен.

А будет ли пересматриваться бюджет-2016?

— Я понимаю, что Минфин надеется на то, что они получат дополнительные доходы в госбюджет за счет более высокого уровня девальвации гривны. Чем больше девальвация местной денежной единицы, тем больше может выиграть Минфин, потому что он собирает деньги от экспортеров, и импортеры, в общем-то, платят по текущему курсу. Поэтому у них есть возможность собрать эту дельту, скажем, если в бюджет был заложен один курс, а по факту вы получаете курс, скажем, на пять гривен выше. Это дополнительная потенциальная сумма, которая может обкладываться налогами и дополнительно дает такой вот выстрел в государственный бюджет.

И плюс инфляция, конечно. Если инфляция в бюджете заложена 12,6%, а по факту, например, получить 15%, то  2,4% — это тоже дополнительный доход, который собирает бюджет. Я не думаю, что Минфин ориентировался именно на эти суммы получения, но оно немножко поможет уменьшить существующий дефицит. Но риск состоит в том, что может произойти монетизация дефицита. НБУ до сих пор не передал Минфину прибыль, которую он должен был отдать. Не делает, потому что это может вызвать дополнительный инфляционный скачок и дополнительный девальвационный скачок. Но это практически единственный способ погашать дефицит госбюджета, надо помнить, что страна, которая живет в хроническом состоянии не по карману, Украина это именно такая страна.

Другой вопрос, что она живет, неэффективно используется расходная часть, в ней колоссальнейшая коррупция, вы знаете, что по оценке части политических лидеров, даже украинских, говорили о пяти миллиардах долларов, которые вымывались из бюджета на госзакупках. Это означает, что речь идет о 5% ВВП. Если бы нам удалось снизить уровень коррупции или вообще извести коррупцию, мы бы только за счет госзакупок могли бы моментально подняться в сбалансированную зону дефицитности государственного бюджета.

Украина может одалживать средства на внешних рынках?

- Я понимаю, что проблем достаточно много, но надо помнить, что мы не можем одалживать деньги на внешних рынках, для Украины внешние рынки заимствования капитала абсолютно закрыты после той некачественной реструктуризации, которую провел прежний состав Минфина по европейским бондам украинским. На два года для нас закрылись рынки как минимум. Нам точно не добавляет наш некачественный инвестиционный климат, в итоге единственный источник, где мы можем занимать, это международные финансовые институции. Вот почему МВФ называют кредитором с последней инстанцией. Если уже не даст он, то не даст никто. И вот почему так важно для Украины продолжать сохранять с ним сотрудничество. Я понимаю, что вызовов и вопросов достаточно много, но есть надежда, что желание Украины продолжить сотрудничество с МВФ заставит принимать более-менее реалистичный бюджет, который не будет сталкивать в дополнительную пропасть украинских налогоплательщиков будущих поколений.

Читайте также: Предложения Минфина по налоговым каникулам и возмещению НДС. Опрос экспертов

Ранее народный депутат, заместитель председателя Бюджетного комитета Верховной Рады Виктор Кривенко отметил, что основными расходными статьями бюджета на 2017 год станут армия и другие силовые ведомства, возврат долгов и социальная сфера.

Эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский считает, что из-за нехватки денег в бюджете на выплату субсидий государство рискует не справиться со своими обязательствами, и это чревато проблемами в топливно-энергетическом комплексе.

Самое читаемое
    Темы дня