наверх
29.03.202404:02
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Эксперт: за время децентрализации политики на местах разворовали полмиллиарда

(обновлено: )46940
Руководитель Центра политических студий и аналитики "Эйдос" Виктор Таран заявил, что в махинациях с деньгами на ремонты школ и закупку детского питания были замечены местные депутаты от партий "Батькивщина", "Самопомич" и "Наш Край".

Во всех регионах Украины были выявлены факты злоупотребления местными властями во время подготовки к новому учебному году. Об этом заявляют во Всеукраинском движении против политической коррупции "Под контролем". 

Активисты проанализировали все области Украины, а все фирмы, которые заподозрили в махинациях, промониторили через официальный реестр физических лиц, а потом через базу данных ЦИК установили связи и этих фирм с политическими партиями.

Подробнее о выявленных злоупотреблениях в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал руководитель Центра политических студий и аналитики "Эйдос" Виктор Таран.

Какие схемы и сделки используются при закупках?

– В общем, речь идет об одном миллиарде гривен, эти деньги органы местного самоуправления получили дополнительно после реформы децентрализации, и они должны были пустить их на два основных направления: ремонт школ, закупка оборудования и закупка детского питания. 

И во время оборота таких средств мы обнаружили злоупотребления. Первое: это то, что деньги раздавались приближенным депутатам, членам этого же городского совета. Такая схема, например, была обнаружена на Херсонщине, где была партия "Батькивщина" замечена, во Львове – "Самопомич", в Чернигове – "Наш край". 

Вторая схема, это когда создаются за несколько месяцев до тендера фирмы-однодневки, на которые заводятся деньги под тендер по упрощенным процедурам, которые предусматривают дробление крупного лота на маленькие лоты. Тогда это обходит систему ProZorro – например, так делали в Харькове. 

Следующая схема, кстати, она самая страшная, это когда заводятся деньги, а фирма через несколько месяцев обанкротится, и тогда ни денег, ни работы – ничего, и правоохранители просто ищут. А управление образования, которое должно было бы контролировать этот вопрос, разводит руками и говорит: ну так получилось. 

Вот самые популярные схемы, которые были обнаружены. Сейчас все эти факты мы передали в правоохранительные органы.

Насколько может быть очевидным связь между такими фирмами и политиками? Смогут ли это доказать правоохранители?

– В реестре четко видно конечного владельца, поэтому на самом деле доказать очень легко. Просто у нас чиновники на местах считают, что они самые умные и самые хитрые. Если они будут делать такие простые двухходовые схемки, то никто в них не разберется. 

Вопрос в том, что есть еще один фактор, какой чиновники не учли, – в этом году была запущена система "е-data", с которой они не привыкли работать. И для чиновников это стало неприятной неожиданностью, они этого не ожидали, поэтому действовали по старинке, нахрапом.

Читайте также: Как управлять Украиной: конкурсы, диктатура, децентрализация?

По вашим подсчетам, сколько всего таким образом политики и аффилированные с ними лица и компании заработали на школьных тендерах?

– Если мы знаем о сумме около миллиарда гривен, то около половины этой суммы попали в такие серые схемы. То есть это приблизительно 500 миллионов гривен.

Я так понимаю, что представители почти всех политических сил отметились в этом скандале?

– Всех, да, и это доказывает, что коррупция не имеет четкого политического мандата.

Займутся ли правоохранительные органы фактами, о которых вы им сообщили? И не будут ли использовать это против отдельных политических сил?

– Такой факт я не исключаю, потому что манипуляция силовыми органами в Украине всегда существовала. Но мы этого не допустим, потому что, во-первых, мы подаем факты на все политические партии, и будем контролировать этот вопрос, ведь наша коалиция насчитывает более 80 организаций по всей Украине. 

Например, на Востоке, где больше злоупотребляет Оппозиционный блок и "Возрождение", будут подавать на них и будут контролировать, чтобы прокуратура не спустила все на тормозах.

В какие именно правоохранительные органы вы передали эту информацию?

– Это две группы. Первая – те, кто может проверять финансовые вопросы, – это государственная финансовая служба, потом ГПУ, потом Национальная полиция. И самое главное, куда мы еще будем передавать, если говорим о фактах политической коррупции, – в офисы политических партий. 

Читайте также: Децентрализация и сепаратизм – пытаемся найти отличия

Почему это важно? Потому что через два месяца вступает в силу норма об императивном мандате, и мы будем требовать от партий, чтобы они тех депутатов, в отношении которых подтвердятся факты политической коррупции, заставили сложить полномочия. 

И через два месяца мы увидим, действительно ли партии хотят бороться с коррупцией, и таких депутатов выгоняют, или это нормальные для партии схемы.

По мнению политического эксперта Андрея Золотарева, в Украине ведется не борьба, а упорядочение коррупции в интересах тех, кто не хочет "воровать по-старому".

Ранее директор Украинской политконсалтинговой группы Дмитрий Разумков на 106 FM заявил, что политические факторы влияют на возбуждение уголовных дел, а серьезные расследования по лицам, которые подозреваются в коррупции, но близкие к представителям действующей власти, не проводятся.

Самое читаемое
    Темы дня