наверх
25.02.202009:12
Курсы валют НБУ
  • USD24.50+ 0.05
  • EUR26.51+ 0.10

"Выбор губернаторов на конкурсе – хороший знак". Мнение эксперта

(обновлено: )25201
Конкурсный отбор поможет выбрать на должность человека, не участвующего в политических раскладах, считает эксперт Александр Солонтай. Раньше главным критерием для потенциального губернатора были хорошие связи в АП или лично с президентом.

Главу Николаевской облгосадминистрации и еще 10 глав местных госадминистраций будут выбирать на конкурсе, который объявил президент.

Кандидаты должны иметь высшее образование, общий стаж работы не менее 7 лет и опыт работы на должностях госслужбы категории "А" или "Б" или на должностях не ниже руководителей структурных подразделений в органах местного самоуправления не менее 3 лет.

Кроме того, должны владеть государственным языком.
Назначение губернаторов с помощью конкурсов в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал эксперт Института политического образования Александр Солонтай.

Как вам такая новость, и что по этому поводу говорит закон о госслужбе?

– Это одна из самых приятных новостей за последнее время. Это действительно успех и очередная победа в реформировании государственной службы.

Впервые на государственном уровне глава областной госадминистрации избирается на конкурсной основе, 47 глав районных госадминистраций – на конкурсной основе. Все это прямое следствие принятого закона о реформе государственной службы, сформированной конкурсной комиссии и, конечно, идеи того, что госслужащие высокого ранга должны отбираться на конкурсной основе и не быть причастными к политическим расстановкам, а быть теми, кто служит государственным интересам.

Сам председатель Николаевской облгосадминистрации – это вакантная должность уже давно, но раньше этот конкурс не могли сделать, поскольку конкурсная комиссия только проходила этап формирования.

Это произошло в прошлом месяце. А 47 председателей райгосадминистраций тоже вакантные достаточно давно, многие из них уволены еще в мае, июне, июле, но только сейчас конкурсные комиссии смогли сформировать этот конкурс, ведь законодательство новое, реформа государственной службы состоялась с мая, были попытки ухода от этой реформы.

В общем, часть конкурсов прошли еще в прошлом году, в частности, когда Саакашвили стал главой Одесской облгосадминистрации, то он набрал своих глав райгосадминистраций, которых набрал по конкурсу, который устроил самостоятельно на своем уровне, но это была его исключительная политическая инициатива.

Теперь это конкурсы, которые проходят в соответствии с законом на самом высоком уровне с хорошо сформированной конкурсной комиссией под патронатом Нацагентства по государственной службе.

И я очень надеюсь, что конкурсы дадут результат следующий: главы этих администраций будут намного лучше, чем предшественники. Ведь именно такой результат дали прошедшие конкурсы политические, которые проходили в Одесской области.

Как может объявляться конкурс, если должность губернатора неизбирательная, а указ о назначении подписывает президент?

– Да, действительно, указ подписывает президент, но президент подписывает указ после того, как проходит конкурс.

У вас может это вызвать заинтересованность юридическую, откуда взялись конкурсы, потому что первый в истории Украины губернатор, который будет назначен на конкурсе.

Ранее президент просто подбирал себе человека в соответствии с политическими раскладами, не было никаких особых требований, критериев. Любой случайный человек мог попасть, главное, чтобы он имел хорошие связи с Администрацией президента или с окружением президента, или с самим президентом.

Ранее эти должности никто не рассматривал как должности государственной службы, на них смотрели как на политические.

Губернатор – человек президента в области. Теперь в результате реформы государственной службы обратили внимание, что это такой же государственный служащий, как любой другой. И несмотря на то, что его назначает президент своим указом, он должен проходить требования критериев.

К каждому главе ОГА есть критерии, он должен проходить требования конкурсного отбора, должно быть рассмотрение альтернативных предложений.

Если кандидатура президента не устраивает, что дальше? Новый конкурс?

– Конечно, по моему мнению, если президент скажет, что кандидат не удовлетворяет, но дело не в том, что он не соответствует определенным критериям, а просто на каком-то персональном политическом уровне президент скажет, что конкурсная комиссия работала хорошо, критерии соблюдены, но я с этим человеком работать не буду, тогда не будет никакого выхода, кроме того, что надо провести еще раз конкурс.

Но в этом и есть смысл реформы, чтобы деполитизировать должности, сделать должности, которые подчиняются исключительно государству. А на будущее администрации должны быть ликвидированы.

Я напомню, что в соответствии с решением о децентрализации и политическим пакетов законов главы администраций должны быть заменены на префектов, то есть людей, которые отвечают государственным интересам, а власти и исполнительной функции они не осуществляют, а все это передано самоуправлению.

Пока конкурсы – хороший шаг вперед.

Соискателей будет много?

– Как показывает опыт Саакашвили, у него было 10-15 человек на место, и это было нормально. Было много желающих, в некоторых районах и по 20, по 30. Но там больше тех, кто хотели пойти к нему лично в команду.

Здесь такого не будет, потому что люди не будут думать, что идут в команду к Порошенко, а будут думать, что идут в команду конкретного губернатора в конкретной области. Поэтому если будет 2-5 кандидатур, то это уже будет неплохой конкурс.

Много будет желающих стать главой Николаевской области? Фамилию мы скоро услышим?

– Желающих много людей, но многие из них не будут подаваться на конкурс, поскольку не будут верить в то, что конкурс настоящий, честный. Поэтому подаваться будут или свои, или романтики. Возможно, попытаются 2-3 человека.

По поводу громких фамилий, то я очень надеюсь, что громких фамилий не будет. Хотя нельзя от этого застраховаться. Председатель ОГА должен быть фигурой серой, незаметной. Если его фамилии не знают, то это больше хорошо, чем плохо.

Он должен заниматься исключительно государственным служением и не строить собственный бизнес или политическую империю, не должен быть уже олигархом. Он не должен заниматься ничем другим.

К сожалению, в Украине такой кадровой государственной службы не было. Это были либо политические фигуры, олигархи, или лица, которые перебивались коррупционными схемами. Задача реформы – поменять всю государственную службу.

Читайте также: Новые горизонты. С чем Порошенко возвращается из Азии

Ранее политолог Руслан Бортник заявил, что проект изменений в Конституцию является проектом централизации и феодализации.

В то же время экс-спикер Верховной Рады, эксперт по вопросам конституционной реформы Александр Мороз также считает, что проект изменений в основной закон предполагает не децентрализацию, а еще большее усиление центральной власти над регионами. По его словам, заявленная децентрализация в законопроекте является фикцией.

Самое читаемое
    Темы дня