наверх
25.04.202411:42
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Украинские дороги непривлекательны для инвесторов – Кава

(обновлено: )63811
Инвесторы не придут, единственный источник финансирования украинских дорог — это деньги госбюджета или кредиты под государственные гарантии, отмечает эксперт Александр Кава. По его словам, на сегодняшний день в Украине только 3% автодорог соответствуют норме.

В следующем году на украинские дороги ожидает модернизация. Как сообщил премьер-министр Владимир Гройсман, стоить это будет несколько миллиардов долларов. Кроме этого, по его словам, Всемирный банк совместно с Кабинетом Министров Украины разработает стратегию развития дорог.

Что лучше — строить новые дороги или довести до ума уже существующие, и где взять деньги на все это, в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал эксперт в сфере транспорта и инфраструктуры Александр Кава.

Озвученная премьером сумма в несколько миллиардов долларов — это достаточно? Сколько дорог удастся построить за этот счет?

- Этой суммы будет не достаточно для того, чтобы принципиально изменить ситуацию на автомобильных дорогах страны. Сейчас лишь 3% автомобильных дорог находятся в нормативном состоянии. А 97% дорог эксплуатируются уже с нарушением нормативов. То есть это те дороги, по которым, мягко говоря, усложнен проезд. Несколько миллиардов долларов — это позволит восстановить порядка 3-4 тыс. км автомобильных дорог. Но учитывая то, что общая сеть страны составляет 170 тыс. км, то этого хватит на 2-3% автомобильных дорог.

Для строительства снова будем брать кредиты? Или все же смогут привлечь инвесторов?

— Нет, такого шанса нет. К сожалению, очень долго правительство обманывало граждан, рассказывая сказки о том, что придут инвесторы, которые будут развивать наши дороги. Украинские дороги не интересны ни одному из инвесторов. Единственный источник финансирования для дорог — это государство. Это либо деньги государственного бюджета, либо же кредиты под государственные гарантии. Украина уже неоднократно наступала на грабли концессионных дорог, когда тратились десятки миллионов долларов на попытки привлечь инвесторов, но ни один инвестор не заинтересовался теми проектами, которые предлагал "Укравтодор". Эти ошибки повторять не стоит. И Гройсман, я надеюсь, уже сделал из этого правильные выводы.

Читайте также: Дорогое мое тепло. Соцсети закипели от новых тарифов

Премьер говорил о масштабном именно строительстве новых дорог. Насколько это целесообразно?

— Под словом "масштабное строительство" понимаются не только новые дороги, но и реконструкция старых дорог, что предполагает расширение их, доведение до первой категории, вместо дорог второй и третьей категории. То есть, первая категория — это четыре полосы движения, разделенные газоном широким, которые обеспечивают максимальную безопасность передвижения. То есть, очень часто наши чиновники путаются и подобную реконструкцию называют строительством новой дороги.

Какую дорогу целесообразно строить первой? Серьезные трассы сейчас находятся в плохом состоянии?

- Если мы говорим о дорогах за счет государственного бюджета или за счет кредитных средств, то в первую очередь необходимо обеспечить реконструкцию дороги Е-50. Это второй по протяженности транс-европейский коридор, который проходит по территории Украины. У нас это участок от границы с Польшей до Львова, потом через Тернополь, Хмельницкий, Винницу и выход на город Умань, где дорога пересекается с коридором Север-Юг, трасса Е-95, Одесса-Киев-Санкт-Петербург-Хельсинки. Но также необходимо реконструировать дорогу от Умани до Кировограда, и от Кировограда до Николаева. И от Кировограда через Кременчуг на Харьков. Именно на эти дороги сейчас приходиться довольно большой поток транспорта. И им необходимо обеспечить финансирование в первую очередь. Также необходимо восстановить дорогу и довести ее до первой категории между Одессой, Николаевом и Херсоном. Это часть европейского коридора Е-85.

Ранее главный редактор журнала Деньги.ua Александр Крамаренко в эфире радиостанции Голос Столицы раскритиковал заявления о том, что на реанимацию дорожного хозяйства необходим триллион гривен. По его словам, при желании в дороги можно "закопать" и большую сумму.

Самое читаемое
    Темы дня