наверх
26.04.202400:16
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Узурпация власти. Законопроект о Госслужбе, роль Кабмина и сила Порошенко

Украина: навстречу реформам или катастрофе? (229)

(обновлено: )52010
Эксперт общественной платформы "Реанимационный пакет реформ" Николай Выговский и политический консультант Юлия Комарова пояснили, почему принятие законопроекта о внесении правок в закон о госслужбе приведет к усилению президентской власти.

В информационном пространстве вновь заговорили об укреплении вертикали власти президента. Так, в Верховной Раде зарегистрирован законопроект о внесении изменений в Закон "О государственной службе". Его внес в парламент народный депутат, представитель президента в парламенте Артур Герасимов.

Проект предусматривает изменение порядка отбора кандидатур на должности председателей местных государственных администраций. Предложения следующие: конкурс на эти должности должна проводить специально созданная комиссия при Администрации президента, которая избирает кандидата и передает его в Кабинет министров, чтобы правительство внесло представление о его назначении назад президенту.

Такая инициатива может привести к узурпации власти главой государства. Об этом в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал эксперт общественной платформы "Реанимационный пакет реформ" Николай Выговский.

Как вы прокомментируете законопроект о внесении изменений в Закон "О государственной службе"?

– Эта инициатива противоречит Конституции Украины. Согласно конституции, главы местных государственных администраций назначаются президентом, но по представлению Кабмина. Соответственно, этих кандидатов должно подбирать правительство и вносить президенту на назначение. По той модели, которая существует сейчас, по новому закону о государственной службе, этот отбор для Кабмина осуществляет специально созданная Комиссия по вопросам высшего корпуса госслужбы. Она состоит из представителей всех ветвей власти и общества, отбор этой комиссией должен осуществляться прозрачно и демократично. По проекту Артура Герасимова, весь контроль за процессом течения конкурса переходит к АП. То есть нет того баланса интересов, нет честности конкурса, так что угроза узурпации прямая, так как Кабмин будет выполнять исключительно церемониальную роль и совершенно исключается из предусмотренного конституцией процесса назначения этих чиновников.

Читайте также — Украина: где лежат ключи от мира? Эксперты подвели итоги недели

Но в данной ситуации Кабмин может и не внести кандидатуру того или иного головы местной администрации?

– Он должен внести, потому что эта комиссия, которая сейчас будет действовать, выполняет сервисную функцию для Кабмина и осуществляет этот конкурс. И Кабмину предоставляются по выводам работы комиссии две кандидатуры, правительство выбирает одну и вносит ее президенту. А президент дальше определяется: он ее утверждает, не утверждает. По модели Герасимова АП предлагает безальтернативную кандидатуру, Кабмин не приобщен к процессу конкурса, он просто вынужден будет выполнять роль курьера, который относит бумажки назад президенту.

А чем Артур Герасимов аргументирует такую инициативу?

– Формальные аргументы это то, что сейчас идет война и нам необходимо усилить роль президента в назначении председателей местных госадминистраций, особенно на востоке страны. При этом он забывает о том, что в восточных регионах, в зоне проведения АТО, действуют военно-гражданские администрации. Соответственно, если назначение главы района будет проходить на Львовщине или на Житомирщине, то никакого отношения к этому война не имеет. Реальной мотивацией является желание АП усилить свое влияние на процесс назначения в Украине, то есть АП откровенно занимается продавливанием законопроекта, который узурпирует власть в Украине.

Ряд депутатов профильного комитета парламента и экспертов поддерживают другой законопроект — по переводу должностей председателей РГА в категорию Б. Что это за проект?

– По новому закону о государственной службе председатели РГА это чиновники категории А. Соответственно, все чиновники категории А по новому закону избираются Комиссией по вопросам высшего корпуса государственной службы. Эта комиссия состоит из 12 человек, там есть представители парламента, президента, правительства, четыре представителя общественности, представители судебной ветви власти, профсоюзы. Для того, чтобы разгрузить эту комиссию, нужно перевести глав районов в категорию Б, потому что чиновники категории Б назначаются комиссией при вышестоящем органе. То есть эти председатели РГА могут проходить конкурс в комиссиях при ОГА, таким образом можно разгрузить комиссию по вопросам высшего корпуса государственной службы. Таким образом не нарушается конституция, а президент не теряет своего влияния на назначение, так как ни для кого не секрет, что губернаторы, председатели ОГА контролируются президентом довольно неплохо.

Читайте также: Полная победа евроинтеграции — введение обязательного декларирования доходов

В целом же закон о госслужбе хороший, он закладывает фундамент для построения профессиональной государственной службы в Украине. Есть минимальные недостатки, которые нужно устранять, а все "хотелки" окружения президента должны по крайней мере быть в рамках конституции.

Новый законопроект о правках в закон о госслужбе в эфире радиостанции проанализировала политический консультант Юлия Комарова.

Можно ли говорить о том, что президент хочет сконцентрировать в своих руках гораздо больше власти, чем положено?

– В политической системе Украины издавна считается, что плох тот президент, который не хочет сконцентрировать в своих руках больше властных полномочий, нежели это предусмотрено Конституцией Украины и действующим законодательством. Именно в этом и состоит казус смешанной республики и положения главы государства как будто бы вне ветвей власти. Это дает возможность главе государства всегда получить столько полномочий, сколько он сможет захватить с помощью всяких процедурных и не процедурных процессов, человеческих средств, человеческого капитала. РПР информирует общественность о том, что действительно нарушаются критерии конкурса. Потому что все мы знаем о демонизации Банковой: любая комиссия, которая работает и проводит отбор на Банковой, неизбежно приводит к усилению позиций президента и его влияния, в данном случае на местах.

Удастся ли проголосовать в ВР такие изменения в закон?

– У меня есть такое опасение, что удастся. Я почему-то не вижу в нашем политбомонде тенденции к поддержке действительно здравого экспертного голоса. Более явными сейчас являются тенденции к поддержке именно воли главы государства, и это будет соответствовать, наверное, интересам политических элит на местах, более понятным и более локализованным будет центр договоренностей, куда можно пойти с челобитной, договориться об определенных консенсусах и т.д.

Сейчас очень большая волна критики в адрес главы государства, и это не станет помехой, а даже станет толчком, когда под шумок почему бы не протащить еще и это, сомнительное с точки зрения легитимности и европейскости решение.

Напомним, Верховная Рада поддержала внесенные президентом изменения в Конституцию Украины относительно правосудия. Президент Петр Порошенко прибыл в парламент, чтобы контролировать ход голосования.

"Очень важное событие сегодня происходит: мы возвращаем украинцам право на право, право на справедливость, боремся за то, чтобы в Украине был справедливый суд. Да, мы это сделали для инвесторов, которые могли прийти и обеспечить уплату налогов и экономический рост, для выполнение международных обязательств, но в первую очередь мы это делаем для украинского народа", — сказал Порошенко, выступая в Раде.

Читайте также: Сенат Франции высказался за смягчение санкций против РФ в пользу Украины

По мнению эксперта группы судебной реформы "Реанимационного пакета реформ" Элины Шишкиной, принятые Верховной Радой изменения в Конституцию в части правосудия, могут иметь крайне негативные последствия.

Самое читаемое
    Темы дня