наверх
26.02.202018:53
Курсы валют НБУ
  • USD24.53+ 0.03
  • EUR26.60+ 0.09

Спиридонов: децентрализация от Порошенко - это манипуляция и обман

Украина: навстречу реформам или катастрофе? (229)

(обновлено: )94670
Эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Николай Спиридонов считает, что децентрализация от президента на самом деле является усилением его полномочий, поэтому сопротивление реформе среди региональных элит довольно значительное.
Президент Петр Порошенко

Президент Петр Порошенко заявил, что предложения областных советов о заключении договоров с центром о распределении полномочий противоречат нормам Конституции Украины. Президент отметил, что если бы его законопроект о децентрализации власти уже вступил бы в силу, то после подобных обращений облсоветы "необходимо было бы вообще распустить, а депутатов разогнать по домам и назначить дату перевыборов".

В эфире радиостанции Голос Столицы эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Николай Спиридонов прокомментировал, что на самом деле означают предложения облсоветов и децентрализация от президента Порошенко.

С чем вы связываете желание Житомирского, Кировоградского и Хмельницкого облсоветов заключить договора о распределении полномочий с органами центральной власти?

– Децентрализация была анонсирована Петром Порошенко еще во время инаугурации. Потом был специальный вице-премьер, который занимался этими делами, – Гройсман, еще до того, как он возглавил ВР. 

По сути, обращение частично правильное, потому что в обращении Хмельницкого облсовета сказано, что реформы тормозятся, что децентрализация в результате не происходит. Как говорят, если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. 

Поскольку центральная власть не хочет передавать часть полномочий регионам, то снизу областные советы сами будут пытаться получить эти полномочия. Относительно того, что неконституционно, то в Конституции невозможно вообще прописать все. Конституция Украины, например, ст. 103, не разрешает президенту Украины заниматься бизнесом, а он занимается. Также Конституция Украины в принципе не предусматривает такого органа, как АП Украины. Тем не менее, орган есть и огромные средства берет из бюджета. 

Читайте также — Украина на распутье: "забрать" Кубань или вести переговоры с ДНР и ЛНР?

Поэтому ссылка на то, что такие договора Конституцией не предусмотрены, в данном случае мне кажется надуманной, поэтому придется, скорее всего, центральной власти делиться частью полномочий с властью местной. Потому что иначе зачем вообще была анонсирована вся эта децентрализация, когда, фактически, центральная власть пытается все потоки контролировать, и заявленная реформа местного самоуправления никаким образом не происходит.

Подобные обращения облсоветов вызвали достаточно жесткую реакцию со стороны президента и со стороны представителей президентской фракции в ВР. Проблема в том, что поддержали эти документы в облсоветах как раз представители БПП и "Солидарности". Неужели такое решение фракции в облсоветах могли принять, не согласовывая с руководством партии?

– Не понимаю, почему такое негативное значение придают слову "федерализация". Тогда как мы знаем, что одна из самых богатых стран мира – Германия, называется ФРГ. 

В принципе, США имеют федеративное устройство, Австрия, Австралия, Швейцария, еще ряд стран. То есть федерация – это далеко не всегда плохо. 

А что касается фракции БПП, то вполне возможно, что они могли и несогласованно провести это голосование. Потому что рейтинг Петра Порошенко сейчас падает, депутаты местных советов начинают ориентироваться уже на следующий электоральный цикл. И вполне вероятно, что часть из них переориентируется уже на новых партийных лидеров.

Вы прогнозируете, что в ближайшее время ВР все-таки сможет рассмотреть пакет конституционных изменений по децентрализации во втором чтении? Возможно, подобные обращения облсоветов станут одним из аргументов для парламента, почему это нужно делать?

– То, что ВР и президент считают децентрализацией, наоборот, является централизацией. То есть, то, что принято в первом чтении, наоборот, усиливает централизацию и усиливает полномочия президента. То есть, в данном случае это обман, это манипуляция, то есть, это не децентрализация. 

Я думаю, что эту реформу президент уже не сможет протащить, потому что если он не смог это сделать в начале своей каденции, то сейчас уже начинают ориентироваться все-таки на других лидеров.

С другой стороны, мы видим, например, голосование за конституционные изменения – 335 голосов. Удастся ли собрать за второй пакет изменений в Конституцию?

– Децентрализация имеет сейчас большую оппозицию. Что касается реформы судебной системы, так называемой реформы, то пока те же региональные элиты не совсем еще поняли, чем им грозит эта судебная реформа, что, фактически, под ручное управление президента, по крайней мере, на переходной период, уходят все суды. 

Читайте также: Децентрализация и сепаратизм – пытаемся найти отличия

А что касается децентрализации так называемой, так, как ее видит президент, то всем уже стало понятно, что это слишком большая централизация власти. Поэтому оппозиция среди олигархов, среди местных элит значительно больше. И в ВР вряд ли набирается на это 300 голосов.

Ждете ли вы подобных обращений о распределении полномочий от других облсоветов?

– Не исключено, что могут быть обращения от других облсоветов. Потому что если уже раскручивается этот маховик, и областные советы недовольны тем, что реформа самоуправления не проходит, то вполне вероятно, что другие облсоветы тоже будут делать подобные обращения. 

И также хотел отметить неадекватную реакцию (спикера ВР – Ред.) Андрея Парубия. Он недавно заявил, что децентрализация в Украине свернута, потому что Россия не выполняет минские соглашения. Но это называется "назло бабушке отморожу уши". 

То есть децентрализация вообще кому нужна? Украине? России? Германии? США? То есть уменьшить власть центра – это необходимо для Украины, чтобы она более гармонично существовала, это разделение полномочий между центром и регионами. А нам глава ВР зачем-то рассказал, что Россия не выполняет минских соглашений, когда РФ де-юре даже не является стороной минских соглашений.

Ранее политолог Руслан Бортник заявил, что проект изменений в Конституцию является проектом централизации и феодализации.

В то же время экс-спикер Верховной Рады, эксперт по вопросам конституционной реформы Александр Мороз также считает, что проект изменений в основной закон предполагает не децентрализацию, а еще большее усиление центральной власти над регионами. По его словам, заявленная децентрализация в законопроекте является фикцией.

Самое читаемое
    Темы дня