наверх
20.04.202413:27
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Политики скоро пожалеют, что приняли закон о финансировании партий - эксперт

Арест Манафорта: украинский след (191)

52720
Председатель правления Комитета избирателей Украины Алексей Кошель заявил, что к деолигархизации власти может привести удешевление выборов и политики в целом, поскольку на рекламу партии тратят до 90% своих средств.

С 1 июля в Украине должен был заработать закон о финансировании партий, но этого не случится. Об этом сообщила вице-спикер Верховной Рады Оксана Сыроид. Она отметила, что для того, чтоб этот закон заработал, нужна политическая воля.

По словам Сыроид, некоторые решения должны приниматься Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции, которое только создано; Центральной избирательной комиссией, которая сейчас нелегитимна; Счетной палатой, легитимный состав которой также не сформирован. Как раз эти нерешенные вопросы и тормозят запуск закона о финансировании партий.

Получится ли запустить в действие новый закон, в эфире радиостанции Голос Столицы спрогнозировал председатель правления Комитета избирателей Украины Алексей Кошель.

Откуда сегодня политические силы берут деньги? Какие основные источники финансирования?

— Основные источники финансирования — это богатые украинцы, которые тратят деньги на политику для того, чтобы обеспечить себе доступ к государственным ресурсам, к недрам. Таким образом они финансируют и ряд СМИ, политические проекты, другие дополнительные ресурсы, которые дают им возможность достаточно комфортно жить.

Если мы посмотрим на Западную Европу, то прежде всего увидим, что политические силы финансируются из госбюджета, так как это означает независимость политических партий. То есть независимые средства, за которые партии могут не быть ответственными перед богатыми гражданами. И также финансируются рядовыми избирателями, когда простые люди поддерживают политические партии, перечисляют им небольшие средства, но таким образом партии подотчетны своими гражданам.

И то, что в Украине принят закон о государственном финансировании политических партий, это очень большой шаг вперед. Потому что мы сделали шаг к независимости политических партий.

Какие партии будут получать государственное финансирование? Только те, что сегодня в парламенте?

— Да, речь идет прежде всего об этих партиях, но в дальнейшем, по моему убеждению, этот перечень нужно увеличить. Скажем, те партии, которые получили на выборах больше 2-3% голосов.

Не получим ли мы ситуацию, когда за счет такого государственного финансирования обеспечивается консервация политической системы?

— Конечно, такой минус есть. Большинство граждан воспринимает этот закон как то, что государство дает средства политическим партиям. И многие говорят: зачем давать партиям деньги в условиях экономического кризиса, в условиях тотальной коррупции, в том числе политической; в условиях тотальной зависимости партий от главных олигархов.

Но здесь есть другой ключевой момент: законом не только даются средства, законом устанавливается жесткий контроль за работой политических партий. То есть этим законом партии вынуждены отчитываться за каждую гривну полученных государственных средств и каждый избиратель это сможет увидеть в конце года.

Я думаю, этот закон принципиально изменит политические партии и уже через полгода мы увидим первые конфликты, скандалы, непонимание — и это будет стоить политическим партиям репутации.

Многие из депутатов признают, что почти все политические силы имеют "черную кассу". За государственное финансирование партии будут отчитываться, а как быть с другими финансами?

— Естественно, что "черную" бухгалтерию имеет каждая без исключения политическая партия. Если говорить о шести политических силах, которые сегодня присутствуют в парламенте, то у нас есть основания говорить о том, что 80-90% средств этих партий — это теневые ресурсы, получаемые наличными, за это партии нигде не отчитываются.

Все мы представляем избирательную кампанию — сложный механизм — где задействовано огромное количество людей. Мы нигде не встречаем примеров, чтобы партии заключили соглашения со своими агитаторами, наблюдателями, представителями в избирательных комиссиях, заплатили им деньги за их работу. Возможно, есть несколько исключений, но на 99% это теневые средства.

Эти соглашения не составляются, расчет идет черным налом. Поэтому проблема огромна, но я хочу сказать, что только одним законом о государственном финансировании мы не изменим ситуацию.

Сейчас крайне важно достичь главной цели: сделать политику и выборы дешевыми. На сегодня в Украине, в отличие от наших соседей в Европе, чрезвычайно затратные избирательные кампании и чрезвычайно затратная политическая жизнь.

К примеру, в свое время ПР только официально на выборы задекларировала средств больше, чем все польские партии на выборах в сейм. И сейчас, даже в условиях войны, партии тратят на выборы в три-четыре раза больше денег, чем, скажем, их польские коллеги.

Поэтому сейчас главная задача — сделать политику и выборы дешевыми. Один из вариантов — это изменения в закон "О выборах", о полном запрете коммерческой политической рекламы: телевидение, радио, билборды. Сейчас партии тратят на рекламу на выборах от 70% до 90% средств. Если мы только запрещаем рекламу, мы делаем политику, делаем выборы в четыре-пять раз дешевле.

Среди критиков этого закона есть мнение, что это просто попытка олигархов перевести расходы на государственный бюджет. Как вы это прокомментируете?

— Одним законом о государственном финансировании мы ничего не решим, нам нужны обязательно дальнейшие шаги: это удешевление политики, это запрет рекламы, изменения в законодательство о политических партиях, принятие новой системы. То есть наиболее затратные избирательные кампании это "мажоритарка", где в мажоритарных округах кандидаты просто банально скупают голоса избирателей. Нам нужно провести полноценную избирательную реформу.

Если говорить о законе "О государственном финансировании политических партий", то я убежден, что многие политики, которые голосовали за него, уже в ближайшей перспективе будут просто сожалеть. И этот закон быстрее протолкнули через парламент, подавая его как евроинтеграционный законопроект, как одно из требований получения безвизового режима с ЕС и т.д. И политики просто не разобрались до конца, насколько сложный и ответственный для них это будет законопроект. Через полгода, я думаю, они будут об этом жалеть.

Но для того, чтобы максимально оздоровить партийную систему, чтобы максимально оздоровить и сделать эффективной политическую систему Украины, нам нужно делать дальнейшие шаги, которые, по моему убеждению, являются более важными, чем государственное финансирование.

А именно — сделать дешевой политику, сделать дешевыми выборы. Это означает реальную деолигархизацию.

Если этот закон не заработает с первого июля, то какие будут последствия?

— Я не вижу сейчас никаких проблем. Вопрос в том, что Национальное агентство предотвращения коррупции сформировано только на 20%. После того, как оно будет сформировано на 30%, оно заработает. Это вопрос нескольких недель, возможно, месяца. Задержка на несколько недель или месяцев ничего не изменит.

Народный депутат 5-6 созывов Владимир Зубанов в эфире радиостанции ГС призвал общественность разобраться не только с "черной бухгалтерией" Партии регионов, но и других политических сил.

"Слухи повсюду ходили — и о Партии регионов, и о БЮТ, и о "Свободе", — заявил экс-депутат.

Читайте также: Политолог о свободе слова, иностранных террористах и обвале рейтинга Кличко

Политолог Николай Спиридонов заявил ГС, что обнародование информации о "черной бухгалтерии" Партии регионов выгодно Порошенко.

"Они пытаются отвлечь внимание от того, что происходит сегодня", — считает эксперт.

Самое читаемое
    Темы дня