наверх
25.04.202413:34
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Стратегия развития банковской системы: что ждет украинцев и их деньги

(обновлено: )129010
Руководитель отдела связи с общественностью "Простобанк Консалтинг" Иван Никитченко и народный депутат Сергей Рыбалка в эфире Голоса Столицы пояснили, какими методами можно стабилизировать банковскую систему и обеспечить ее развитие.
Денежные купюры

Комитет Верховной Рады по вопросам финансовой политики и банковской деятельности презентовал Стратегию развития банковской системы Украины на 2016-2020 годы. Эта стратегия предполагает преодоление существующего кризиса, стабильность гривны и банковской системы, повышение доверия к регулятору, а также экономический рост.

Среди приоритетов стратегии развития банковской системы на ближайшие 4 года – введение моратория на административное повышение цен и тарифов, преобразование госбанков в инструменты экономического роста, привлечение иностранного капитала только в рамках национальной экономической политики, повышении эффективности использование международной помощи. Цели стратегии – повышение качества политики Национального банка, доверия к регулятору, банковской системе и гривне, развитие конкурентного рынка банковских услуг и кредитования реального сектора экономики.

При этом отмечается, что для решения этих задач необходимо ускорить назначение совета Нацбанка и подготовить ряд изменений в банковское законодательство. Также требуется системная поддержка банков для снижения уровня проблемных активов, в том числе и эффективная реструктуризация валютных кредитов граждан и бизнеса.

О том, что реально может изменить банковскую систему в Украине и стать стимулом для экономического роста, в эфире радиостанции Голос Столицы сообщил руководитель отдела связи с общественностью "Простобанк Консалтинг" Иван Никитченко.

Насколько стратегия развития банковской сферы соответствует реалиям?

– Хорошо, что она вообще появилась. Украине не хватает комплексного подхода, стратегического видения, развития не только в банковской системе, а в экономике в целом.

Там затрагиваются многие фундаментальные вопросы развития экономики, которые относятся не только к банковскому сектору. Это, например, развитие инновационных отраслей экономики, стимулирование экспорта, бизнес-климата в стране. То есть банки в этой стратегии выступают просто как инфраструктура. Но, к сожалению, банки не смогут самостоятельно изменить экономику и страну.

Насколько реально воплотить эту стратегию в жизнь?

– Если у нас меняется где-то какой-то чиновник, меняется правящая партия, тогда сразу меняется и видение всего, как должна развиваться страна. То есть нет какого-то комплексного подхода, который закладывается на многие годы вперед, независимо от того, кто сейчас находится у власти. Это первое.

Второе – это коррупция. До того, как у нас в стране не будет решена эта проблема, можно писать любые абсолютно стратегии и самые прекрасные мысли озвучивать, но толку, конечно, не будет от таких инициатив.

Проблемы ведения бизнеса в Украине также являются препятствием?

– В Украине тяжело вести бизнес. И не только потому, что здесь дорогие кредиты, а просто потому, что бизнес не так легко открыть, может прийти какая-то проверка, надо будет давать кому-то взятки. Или проблема с законом и т.д.

Банки могут стимулировать, помогать финансово. То есть предоставлять длинные дешевые кредиты. Вот именно к этому мы должны стремиться. Но пока в стране инфляция на уровне 43%, как было в прошлом году, банк никак не может предоставить кредит под 2-3% годовых.

Кто должен заниматься развитием и реформированием банковской системы?

– По персоналиям сейчас тяжело говорить корректно. Мы не знаем, кто будет главой НБУ через некоторое время. В зависимости от того, как у нас изменится политическая элита, у нас вполне могут отправить в отставку главу Нацбанка и поставить нового человека. Это неправильно.

Глава НБУ должен выбираться лет на 5-7 и проводить свою политику, поскольку финансовая и банковская система очень инерционные. То, что мы начали сегодня, покажет свои результаты через два года. И от частой смены глав НБУ и других ведомств мы ничего хорошего не будем получать.

То, что мы можем сделать прямо сегодня, – это создание специализированных фондов или специализированного банка развития. Эта идея уже очень давно существует в Украине, но она так и не была нормально реализована.

А ведь выделить несколько миллиардов гривен на какие-то пробные программы, на стимулирование экономики, на выдачу дешевых и длинных кредитов – вполне реально. Программа, например, "Ощадбанка" по повышению энергоэффективности работает. Там выдаются большие суммы кредитов. И это действительно помогает экономике. Это один из примеров, как можно уже сегодня помочь экономике с помощь банков.

НБУ как-то упомянут в этой стратегии?

– В стратегии развития упомянут совет НБУ, который, по сути, не работает многие годы. При этом он является одним из ключевых органов в управлении и формировании именно этойстратегии.

То есть структура руководства НБУ должна быть приближена к структуре руководства коммерческих организаций. Сейчас мы условно имеем исполнительного директора, это глава НБУ, но у нас нет совета директоров, которые контролируют правление. Должен быть какой-то независимый орган, выборные профессионалы рынка, которые и смотрят за тем, как реализуется стратегия.

То есть для начала нужно было бы провести реформу в НБУ?

– Совет НБУ уже должен был быть выбран. Он просто не выбирается из-за политики. ВР ведь так и не утвердила свою квоту в совет Нацбанка.

Подробнее Стратегию развития банковской сферы прокомментировал глава парламентского Комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Украины Сергей Рыбалка.

Новая стратегия предполагает преодоление существующего кризиса, стабильность гривны, банковской системы, повышение доверия к регулятору, а также экономический рост.

Насколько реально достичь таких результатов?

– Безусловно, конечной точкой этой стратегии должны быть законопроекты и ряд нормативных документов и постановлений, возможно, даже НБУ или Кабмина, которые будут уже реализованы.

Ряд инструментов, которые мы хотим туда подключить, – это и новый Банк реконструкции и развития. Через эти государственные банки мы бы могли финансировать реальные отрасли экономики, украинских производителей-экспортеров, которые продают свой товар за рубеж и получают валюту. Только таким образом мы сможем оживить сегодня нашу экономику.
Можно еще дать стимулы через налоговую реформу, которая, к сожалению, у нас не проводится. Два года мы говорим о том, что нам надо стимулировать рост нашей экономики через налоговую реформу, но, к сожалению, ничего не делается.

За счет чего могли бы, например, повысить доверие к регулятору?

– Допустим, 1 июля или 1 сентября банкопад должен быть закончен. Те банки, которые есть на рынке, регулятор должен объявить такими, которым можно верить. А потом работать только через инструменты роста экономики, через банк реконструкции тот же, через Кредитно-экспортное агентство.

Такое агентство – это государственная институция, где украинским производителям-экспортерам, которые проводят высоко технологические товары, давались бы льготы по страхованию, по кредитованию и т.д. Потому что сегодня Украина – это, к сожалению, сырьевой придаток. Мы торгуем металлом, торгуем лесом-кругляком.

Тонна угля, например, сегодня стоит 70 евро. А вот мы посчитали, что тонна iPhone стоит 6 миллионов. Конечно, хотелось бы, чтобы Украина производила такие смартфоны, высоко технологические вещи. И наша сегодняшняя молодежь, которая очень сильно преуспевает в ІТ-направлении, уезжает за рубеж, производит там программные продукты. А мы эти программные продукты потом покупаем.

Какие законы нужно принять для реализации ваших планов?

– Первое, что надо сделать – возобновить доверие к банковской системе. Для этого НБУ как институция должен быть последовательным. Должен потихоньку снимать те ограничения, которые сегодня есть. В том числе по выводу валюты. И начинать реформы.

Не может банковская система существовать отдельно от финансов, отдельно от экономики, отдельно от налоговой реформы. И если мы написали банковскую стратегию, то без стратегий таких же по другим направлениям это работать не будет.

В стратегии есть такой пункт, как "стратегия развития государственных банков". Что имеется в ввиду?

– Сегодня государственные банки не имеют никакой стратегии. Минфин обещал презентовать стратегию государственных банков, но, к сожалению, кроме деклараций наш комитет ничего не увидел.

Мы считаем, что государственные банки имеют право на жизнь точно так же, как и коммерческие. Но мы считаем, что все банки, в том числе и государственные, должны иметь свою стратегию.

Читайте также — Банкротство банка "Хрещатик": есть три варианта развития ситуации – эксперт

Ранее аналитик банковского сектора ICU Михаил Демкив высказал мнение, что "черная полоса" в банковской сфере продлится до середины следующего года.

"Я бы ожидал какого-то плюса не ранее второй половины 2016 года. В отдельные месяцы мы увидим плюс, но в долгосрочной перспективе, как сильный тренд, это скорее вторая половина 2016 года", – заявил эксперт в эфире радиостанции Голос Столицы.

Несмотря на снижение оттока депозитов, рассчитывать на восстановление системы кредитования без поддержки государства сейчас не приходится. Об этом в эфире радиостанции Голос Столицы заявил эксперт Алексей Кущ.

"В ближайший год, без участия государства в части компенсации процентной ставки, восстановить систему кредитования будет невозможно. К сожалению, участие государства пока никак не обсуждается ни на экспертном уровне, ни на уровне ВР, ни на уровне правительства, хотя это является ключевым условием для возобновления кредитования", – сказал Кущ.

Самое читаемое
    Темы дня