наверх
29.03.202413:35
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

При Януковиче в госкомпаниях воровали тупо, а теперь красиво – эксперт

(обновлено: )103830
Управляющий партнер Национальной антикризисной группы Тарас Загородний и заместитель министра инфраструктуры, руководитель аппарата Владимир Омелян прокомментировали возможное назначение главой "Укрзализныци" поляка Войцеха Бальчуна.

Профильное ведомство определилось с кандидатурами на посты глав "Укрзализныци" и "Электротяжмаша". Так, комитет по назначению руководителей при Министерстве экономического развития предлагает Кабмину назначить председателем ПАО "Укрзализныця" экс-главу железнодорожной компании Польши PKP Cargo Войцеха Бальчуна, а на главу "Электротяжмаша" рекомендуют назначить  француза Жана-Андре Барбозу

По словам экс-министра экономического развития и торговли Украины  Айвараса Абромавичуса, зарплата нового председателя правления "Укрзализныци" составит до 1,5 миллиона долларов в год, а руководителя госкомпании "Электротяжмаш" – до 600 тысяч долларов в год. При этом главное условие для них – выполнение ключевых показателей работы предприятий. 

Заместитель министра инфраструктуры – руководитель аппарата Владимир Омелян в эфире радиостанции Голос Столицы заявил, что Войцех Бальчун хорошо зарекомендовал себя в сфере управления железной дорогой и имеет достаточный опыт для реформирования "Укрзализныци".

Почему именно Войцех Бальчун был избран председателем "Укрзализныци"?

– Я считаю, что для "Укрзализныци" это большой шаг вперед, потому что Бальчун имел большие успехи у себя на родине. Это человек, который стоял у руля реформ железной дороги Польши около семи лет. Он действительно сделал кардинальные изменения, вывел компанию из большого минуса в плюс. Именно благодаря ему компания стала международно признанной. 

Это все произошло на фоне жестокой борьбы с конкурентами из других стран. Я рад, что он пришел на наш конкурс. Мне приятно, что в конкурсной комиссии был не только я, но и другие министры, международные наблюдатели, представители международных организаций, и все высказались в его пользу. 

Поэтому я надеюсь, что Кабмин сможет принять решение и утвердить его на этой должности.

Какие задачи будут стоять перед Бальчуном?

– Задач очень много, начиная от продолжения реформы корпоратизации "Укрзализныци", то есть превращения ее в полноценную публичное акционерное общество. 

Но в первую очередь, это вопрос технического оснащения. Предстоит коренная модернизация "Укрзализныци", подвижного состава, инфраструктуры. Должна быть возвращена роль Украины как транзитного государства.

Будут ли стоять перед главой "Укрзализныци" вопросы железнодорожного сообщения с Донбассом?

– Пока о радикальных мерах речь не идет. Мы понимаем, что там есть наши зарегистрированные предприятия, которые легально платят налоги в бюджет Украины. Есть также наши граждане. Сейчас мы прорабатываем этот вопрос.

Какие задачи должны стоять перед новым министром инфраструктуры?

– Должна быть полная прозрачность, должно быть продолжение кадровой политики, должен быть профессионализм и компетентность. Что касается отраслей – это реформа ПАО "Укрзализныця", создание транспортной стратегии, развитие морских портов в контексте дальнейшей их концессии. 

Это должно быть развитие внутреннего водного транспорта, которое имеет огромные перспективы, также это авиационное сообщение. Все это должно быть сделано в течение одного года, и многое зависит именно от парламента. 

Мы написали порядка 40 законопроектов, которые лежат в Раде с прошлого года и являются ключевыми для отрасли по всем направлениям.

Президент приглашал Японию к инвестированию в порты. В то же время министр говорил, что приватизации портов не будет…

– Абсолютно верно. Я думаю, здесь нет противоречий. Президент и министр говорят об одном и тоже. Мы предлагаем рассматривать приоритетный вариант – это концессия. 

Мировая практика последних десятилетий показывает, что концессия является самым эффективным способом управлять государственным имуществом, которое не выходит из государственной собственности. Что касается небольших портов, то будет рассматриваться вопрос их приватизации.

Какие компании уже проявляли заинтересованность к участию в приватизации?

– Некорректно говорить о компании. Когда дело доходит до договора, они сами об этом заявляют.

А какие страны заинтересованы?

– Это США, Китай, некоторые страны ЕС.

Напомним, комитет по назначению руководителей при Минэкономразвития выбрал Войцеха Бальчуна из 31 претендента на должность гендиректора "Укрзализныци". Если не будет обжалован конкурс и правительство одобрит решение комитета, иностранец возглавит украинскую железную дорогу.

Управляющий партнер Национальной антикризисной группы Тарас Загородний в эфире "ГС" отметил, что необходим обязательный контроль со стороны государства за работой менеджеров госкомпаний.

Насколько вообще иностранцы в Украине продемонстрировали себя полезными в качестве менеджеров? Можно ли считать, что это успешная практика?

– Я не против привлечения иностранцев, но я хочу, чтобы они показывали результаты, а не рассказывали сказки. Те же Абромавичус и (экс-глава министерства финансов – Ред.)  Яресько показали фактически нулевые результаты. 

Абромавичус, как и любой украинский чиновник, занялся знакомым делом: что-то раздерибанить, быстро приватизировать то, что не приватизировал Янукович, и кого-то куда-то поназначать. В данном случае я очень скептически отношусь к деятельности самого Абромавичуса, но что касается других иностранцев, то надо смотреть на результаты, которые они будут демонстрировать. 

Украинцам пора уже думать и мыслить категориями проектного менеджмента, а не "Ура-ура-ура, у нас очередной Мессия!"

Мы помним, сколько было шума вокруг назначения главой "Укрнафты" Марка Роллинза, но он уже заявил, что компания может обанкротиться. Не повторится ли та же история с "Укрзализныцей"?

– Есть такая шутка, что давайте пригласим консультантов, которые за большую зарплату расскажут нам, что все плохо и надо делать новую реструктуризацию. 

Часто в мире происходит разрушение крупных корпораций, а затем менеджеры говорят: ой, извините, у нас ничего не получилось. Но при этом они умеют говорить. Если при Януковиче воровали тупо, то эти умеют воровать красиво. Поэтому нельзя обходиться без контроля со стороны государства, украинцам следует рационально к этому относиться. 

Читайте также: Le Figaro. Конец романтики: Украина все дальше от ЕС

Что касается вообще высоких зарплат менеджеров в государственном секторе, то я только за. Но если мы назначаем человека на соответствующую должность в госпредприятии, то у него зарплата должна состоять из двух частей: текущая ставка плюс доплата в зависимости от результата. 

Ранее в эфире 106 FM эксперт Дмитрий Чурин заявил, что в 2016 году стоимость облигаций "Укрзализныци" упадет. Облигации "Укрзализныци" стали наиболее доходной инвестицией в мире в 2015 году, согласно мнению аналитиков Bloomberg. 

По мнению Чурина, высокая цена на бумаги компании была связана с ожиданиями о повышении стоимости грузоперевозок, однако планы "Укрзализныци" так и не были реализованы. 

Самое читаемое
    Темы дня