Владимир Гройсман избран премьер-министром Украины. Ранее стало известно, что в разгар встреч Гройсмана и кандидатов в министры с фракциями парламентского большинства, в СМИ стала появляться информация о выходе некоторых депутатов из коалиции. К примеру, сначала появилась информация о том, что ряды большинства якобы покинул депутат Аркадий Корнацкий. По словам одного из помощников, он написал заявление о выходе из фракции БПП. Правда, немного позже сам Корнацкий заявил, что "намерения выйти еще не значат выход из фракции".
Подробнее о составе будущего Кабмина радиостанция Голос Столицы поговорила с политическим экспертом Петром Олещуком.
Зачем правительству нужны целых шесть вице-премьеров?
– Поскольку переговоры были достаточно тяжелые, то каждому потенциальному субъекту переговоров выделили по собственному вице-премьеру, чтобы обеспечить баланс.
Но этот статус вице-премьера носит достаточно символический характер. То есть, это можно оценивать только в рамках переговоров и распределения должностей, а не в качестве повышения эффективности работы Кабмина.
А не будет ли это мешать работе нового Кабмина?
– Да, это будет мешать работе. Я не думаю, что такое большое количество вице-премьеров нужно Кабмину.
Почему наиболее сложные дискуссии идут вокруг будущего главы Минздрава?
– Это очень денежное место. Учитывая все тендеры, закупки, отлаженные схемы, связанные с медикаментами, это действительно очень серьезные финансовые потоки. Мы помним, что грузинский реформатор (глава министерства – Квиташвили – Ред). так ничего и не смог сделать, так как ему не удалось сломить сопротивление мафиозных структур.
Куда исчезло Минэкономразвития?
– Я думаю, эти функции определенным образом будут перераспределены. Это в очередной раз демонстрирует, что у нас все создается под людей, а не под задачи и под программу.
Будет ли способен Владимир Гройсман самостоятельно руководить правительством, без монопольного влияния президента или бывшего премьера?
– Полностью самостоятельную линию он проводить не сможет, в силу объективных факторов.
Большинство на самом деле очень шаткое, очень малочисленное. Также будет постоянное давление со стороны западных партнеров, в частности, МВФ, будет давление и со стороны окружения президента. Фактически, для какой-то самостоятельной политики у премьера не останется возможностей. Он не то, что не будет независимым, а он будет слишком зависимым, даже по украинским меркам.
Если Парубий станет председателем ВР, это каким-то образом уменьшит подконтрольность парламента президенту?
– Не думаю, что окружение президента не сможет найти общий язык с Парубием. Парубий и Порошенко прекрасно знают друг друга, у них не было никаких проблем. Думаю, что в индивидуальном порядке они смогут наладить позитивные рабочие отношения, и это не помешает принятию необходимых решений.
Парубий самостоятельный игрок или он является человеком Яценюка?
– Парубий, все же, является самостоятельным игроком. Он оказался в "Народном фронте" из тактических соображений, но Парубий никогда не был очень тесно связан с какой-то конкретной группой. То есть, он является более-менее самостоятельным политиком, но не настолько влиятельным, чтобы проводить какую-то свою политическую линию.
Я думаю, что его ждет судьба Турчинова – то есть, стать меньшим партнером в коалиции с президентом.
Руководители силовых структур остаются на своих должностях. Они действительно настолько хорошо справились со своей работой?
– Опять же, это результат соответствующих переговоров. Сохранение Авакова было ключевым условием "Народного фронта", чтобы он остался в коалиции. Президенту не оставалось ничего иного, как пойти на это.
Касательно министра обороны, то это кандидатура, которая зависит исключительно от президента. Очевидно, президента его деятельность устраивает. К сожалению, у нас все измеряется не эффективностью работы, а по принципу, чтобы человек не мешал своим руководителям, например, президенту.
Говорят, что одни из самых коррупционных ведомств – это Минэнерго и Минэкологии. С приходом новых министров что-то изменится?
– Что касается Насалика (кандидат в Минэнерго – Ред.), то он побывал во всех политических силах, которые у нас только были. То есть, он не отличается какой-то принципиальностью.
Единственный критерий такого назначения – это его связь с энергетикой. Но в контексте реформирования это, скорее, негатив. Очень наивно было бы ожидать, что Насалик действительно обеспечит какие-то реформы в сфере энергетики.
Читайте также: Решмедилова: Гройсмана еще придется обуздать
А что касается Семерака (потенциальный глава Минэкологии – Ред.), то он вряд ли что-то принципиально изменит в этом ведомстве.
Честно говоря, особых реформаторских перспектив в составе данного Кабмина я не вижу в принципе.
Политический эксперт Валентин Гладких убежден, что новый Кабмин создают только для того, чтобы оттянуть время до выборов в Раду. Политолог отметил, что досрочные парламентские выборы неизбежны, но если депутаты договорятся и проголосуют за новый состав правительства, то их проведение может быть отложено на несколько месяцев.
Ранее политтехнолог Дмитрий Раимов в эфире 106 FM заявил, что у Арсения Яценюка после отставки с должности главы правительства останутся достаточно сильные механизмы контроля за исполнительной властью.