наверх
20.04.202415:08
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Закон о люстрации – очередная афера. Комментарий эксперта

Новые чистки в рамках закона о люстрации (168)

(обновлено: )54910
Изменения в закон об очищении власти критикуют, объясняя это якобы их несоответствием рекомендациям Венецианской комиссии, но такая информация неправдива, заявила председатель совета Общественного люстрационного комитета Александра Дрик.

Во вторник, 22 марта, Конституционный суд в форме устного слушания продолжит рассмотрение дела о том, соответствуют ли Конституции отдельные положения "Закона об очищении власти".

Народные депутаты и судьи оспаривают нормы о запрете в течение десяти лет занимать должности для определенных лиц, в отношении которых осуществляется люстрация. Также сообщается, что нынешний вариант "Закона об очищении власти" не устраивает и Венецианскую комиссию. Там считают, что документ не полностью соответствует европейским стандартам и принципам верховенства права.

Председатель совета Общественного люстрационного комитета Александра Дрик в эфире радиостанции Голос Столицы заявила, что парламент уже более года затягивает рассмотрение изменений в закон об очищении власти, которые были согласованы с Венецианской комиссией.

В октябре прошлого года Конституционный суд перенес заседание по рассмотрению закона об очищении власти на неопределенный срок, а сейчас снова заговорили о люстрации. Каких изменений можно ожидать?

– Конституционный суд не имеет оснований для отмены люстрационного закона. Это манипуляция, которую сделали противники люстрации, утверждая, что Венецианскую комиссию не удовлетворяет закон об очищении власти.

Венецианская комиссия одобрила люстрационный закон и в своем заключении, опубликованном 19 июня 2015 года, она учла изменения, которые были предложены по результатам консультаций как раз с этой же комиссией, после чего они были внесены на рассмотрение парламента.

Почти год парламент не рассматривал эти изменения, потому что они застряли в комитете по вопросам правоохранительной деятельности и правосудия, который возглавляет Князевич, бывший представитель президента в парламенте.

Почему так долго тянули?

– Это была афера, чтобы к следующему рассмотрению Конституционным судом закона об очищении власти сказать, что украинский люстрационный закон не соответствует требованиям Венецианской комиссии, хотя это неправда. И вся эта афера была затеяна специально к этому заседанию Конституционного суда.

Однако, мы ее вовремя определили и поняли, в чем проблема. Сейчас соответствующие изменения вновь были внесены в парламент, и надеемся, что парламент в ближайшее время их рассмотрит.

Но на сегодня у Конституционного суда нет оснований ни утверждать, что Венецианская комиссия раскритиковала закон, ни отменять люстрацию.

Кто придумал, что Венецианская комиссия рекомендует внести изменения в закон об очищении власти?

– Комментарии с участием председателя Венецианской комиссии Джанни Букиккио были еще в конце позапрошлого года, когда разрабатывались изменения в закон. И то, что было распространено отдельными телеканалами и новостными агентствами не означает, что этот комментарий был взят недавно.

У меня есть большие подозрения, что это была нарезка, сделанная из тех комментариев, которые ранее давались Джанни Букиккио. В любом случае, заявления о том, что в законе не учтены те предложения, которые предоставляла Венецианская комиссия, является неправдой.

Эти рекомендации Венецианской комиссии носят обязательный характер?

– Они носят рекомендательный характер, но мы прекрасно понимаем, что это один из самых уважаемых европейских органов, который оценивает все законы стран ЕС на соблюдение прав человека. Поэтому, если мы движемся в этом направлении, то мы должны учитывать эти рекомендации.

Что может затянуть процесс принятия закона об очищении власти и на какой срок?

– Ситуация, которая сложилась в комитете Князевича, показывает, что у нас в парламенте гораздо больше врагов, чем кажется.

Врагами люстрации сегодня являются как раз те народные депутаты, которые сами попадают под критерии люстрации, и они обратились в Конституционный суд с просьбой отменить люстрационный закон.

Очевидно, что происходят какие-то переговоры с президентом, который сейчас хочет сформировать новое правительство, и в этих переговорах участвуют представители прежней власти, которым люстрационный закон запрещает занимать руководящие должности. Это касается министров, руководителей различных ведомств, в том числе правоохранительных, налоговых и так далее.

После завершения исследования материалов Конституционным судом в устном слушании, КСУ перейдет к закрытой части пленарного заседания?

– Начнем с того, что КСУ уже превысил все сроки, которые отводились ему действующим украинским законодательством для вынесения своего решения.

У Конституционного суда было три месяца, а рассмотрение закона, напомню, длится уже более года. Это является нарушением процедуры при рассмотрении этого закона в Конституционном суде. И наличие этих нарушений свидетельствует о том, что нарушения регламента могут происходить и дальше.

Действительно, после устного слушания должен происходить переход к письменному производству. Но очень важно, чтобы представители парламента и органов власти, которые будут выступать в защиту люстрационного закона, были услышаны, и чтобы те судьи, треть из которых позволили Януковичу узурпировать власть, были как минимум отстранены от рассмотрения этого закона об очищении власти, а как максимум – были наказаны.

Принятие этого закона будет окончательным или могут быть какие-то дальнейшие изменения?

– Сегодня действует существующая редакция закона. Те изменения, которые были согласованы с Венецианской комиссией, должны быть единственными изменениями, внесенными в закон об очищении власти. Как быстро парламент примет эти изменения, зависит от депутатов.

Я не исключаю, что Конституционный суд сам заинтересован в отмене закона из-за того, что согласно этим изменениям теперь и они будут проходить люстрационную проверку.

К слову, ранее в эфире радиостанции Голос Столицы член правления общественной организации "Transparency International Украина" Ярослав Юрчишин заявил, что реальный уровень коррупции втрое превышает статистику ГПУ.

Ранее в эфире радиостанции директор консалтинговой компании "Партия власти" Елена Дяченко высказала мнение о том, что антикоррупционные ведомства в стране создаются только для отчетности.

В то же время управляющий партнер Национальной антикризисной группы Тарас Загородний считает, что антикоррупционная прокуратура является орудием давления на политических оппонентов.

Самое читаемое
    Темы дня