наверх
25.09.202115:56
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Блокирование фур РФ: активисты были заодно с Кабмином

Блокада фур. Компромисс Украины и РФ (213)

(обновлено: )123512
Частные лица не могли организовать общегосударственную акцию по блокированию российских фур. Они устроили прелюдию для того, чтобы Кабмин успел принять свое решение, заявил эксперт по вопросам таможенной и налоговой политики Юрий Федчишин.

Министерство инфраструктуры Украины договорилось о беспрепятственном возвращении в страну фур, которые в результате приостановления транзита остались на территории России или в странах Азии на границе с РФ. В свою очередь Украина разрешила проезд по своей территории российским грузовым автомобилям, которые ждут возвращения домой из стран ЕС. Этому всему предшествовали гражданские блокады российских грузовиков и переход таких блокад уже в официальную плоскость. Активисты остановили блокады во многих областях, но был определен список контрольных пунктов на границе Украины, через которые разрешено проходить российским грузовикам.

По мнению эксперта по вопросам таможенной и налоговой политики Юрия Федчишина, есть основания полагать, что действия активистов по блокированию российских фур были согласованы с Кабмином. Такое мнение он высказал в эфире радиостанции Голос Столицы.

Что это за история с транзитом грузов? Вроде сначала об этом говорили, как о санкциях — тем более, что в России ранее вводили ограничения на транзит для украинцев, а теперь ограничения сняли…

— Такое ограничение связано, в первую очередь, с действиями России по транзиту украинскими перевозчиками. До этого в декабре она ввела режим, по которому такой транзит нужно было осуществлять через Белоруссию. И поэтому Украина соответствующим образом отреагировала. Возможно, отмены этих ограничений мы и добиваемся.

Почему сейчас ограничения сняли?

— Вероятно, есть какие-то договоренности. Сейчас Россия сообщила, что она в ответ также готова снять свои ограничения. Хотя неизвестно, будут ли это ограничения, введенные в последнее время, то есть запрет любого транзита, или же имеются в виду даже те ограничения, которые касались транзита через Белоруссию.

Читайте также: Аваковы: скандальная семья

Также важно отметить, что по особенностям регулирования на бумаге или формально ограничения могут не быть применены, но таможенное регулирование всегда позволяет затормозить деятельность перевозчиков. Поэтому надо смотреть не только на то, какое формальное решение примет Россия, но и как она будет его соблюдать.

Какими документами регламентируется транзит между Россией и Украиной?

— Это и двусторонние документы, и правила мировой торговли, но основной документ — это Таможенный кодекс, как в Украине, так и в России, правила фитосанитарного контроля. Даже транзитные товары при особом желании таможенников всегда можно остановить для какой-то дополнительной проверки. То есть свобода действий таможенников остается, и поэтому практика применения очень важна.

Однако в этом деле кроме таможенников активным игроком стали простые люди, которые блокировали транспорт на границе. Насколько важна была их роль?

— Я думаю, они устроили прелюдию для того, чтобы Кабинет Министров принял свое решение. Они блокировали транспорт всего несколько дней, и после этого Кабинет Министров принял соответствующее решение. В то же время, бюрократические правила такие, что Кабинет Министров за несколько дней решения не принимает, поэтому я думаю, что оно готовилось заранее.

До того как Кабмин принял свое решение, можно было говорить о нарушении правил с обеих сторон?

— Конечно, это нарушение правил. Когда частные лица блокируют транспорт, это является нарушением закона, но тут уже вопрос применения уголовного законодательства или законодательства об административных правонарушениях.

Читайте также: Майдан форева! Из низов протестного движения к вершинам власти

Правоохранительные органы могут видеть в этом правонарушение, а могут не видеть, могут расследовать это эффективно или затягивать дело. На практике мы видим, что расследование проводится не слишком активно. Есть основания считать, что эти действия были согласованы с правительством. По крайней мере, логика событий такова.

Что же касается нарушений правил ВТО, то основная санкция, по правилам ВТО, это так называемая отплата, если буквально перевести с английского языка. То есть, в принципе, на любое нарушение торговых правил нужно принять соответствующие меры на такую же сумму. Поэтому если сейчас в мире идет взаимный обмен санкциями, участники спора даже не обращаются в органы разрешения споров в рамках ВТО, потому что в любом случае лучший вариант решения все равно будет равняться соответствующим санкциям. Поэтому сейчас стороны обмениваются санкциями, а затем в рамках переговоров их отменяют.

После того, как Украина ограничила транзит, к делу присоединились и европейцы — обеспокоенность Запада высказал представитель ЕС в Украине Ян Томбинский. Много ли Россия возит через Украину в страны ЕС?

— Конечно, объем транзита — несколько миллиардов долларов. Но стоит отметить, что вместе с Украиной ограничения вводились со стороны Польши, поэтому большая часть транзита пошла из России морем. По сути, когда Украина ввела эти санкции, для российских перевозчиков закрылся сухопутный путь в континентальную Европу. Поэтому Россия и проявила такую активность в том, чтобы урегулировать этот спор.

Стратегически шаги правительства были правильными, поскольку транзит через Белоруссию был невыгодным для Украины. К тому же, на практике россияне принимали еще более жесткие меры. Это заставило правительство прибегать к переговорам, потому что позиция Украины достаточно сильная в плане транзита. Хотя, это взаимно, поскольку Украина также будет терять очень много, если спор не будет разрешен. Но сейчас уже объявляется, что будет снят взаимный режим ограничений.

К слову, ранее экономический эксперт Владислав Зимовец в эфире 106 FM заявил, что от блокады фур РФ больше всех потеряла Украина.

Ранее поступала информация, что несколько десятков фур готовятся к прорыву в сторону Закарпатья, о чем заявил в эфире радиостанции Голос Столицы организатор акции Тарас "Хаммер".

Стоит отметить, что правоохранители заняли пассивную позицию — они не помогают активистам, но и не препятствуют проведению акции, а лишь следят, чтобы не было никаких эксцессов. Об этом ранее сообщила спецкор радиостанции Голос Столицы Екатерина Ирха

Самое читаемое
    Темы дня